Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Трагедии «Операции Зебра»

231

История началась 1 ноября 1941 года, когда по настоянию президента США Рузвельта американский Конгресс выделил 1 млрд. долларов (17 млрд. по текущему обменному курсу) в качестве военной помощи СССР, известной как Ленд-лиз. Одним из маршрутов доставки американского военного снаряжения для сражающейся Красной армии стал североатлантический коридор. Из-за значительных материальных и человеческих потерь, которые несли союзники в ходе транспортировки грузов, перед советским командованием встал вопрос об организации патрулирования маршрута доставки силами морской авиации, способной выслеживать и уничтожать немецкие подлодки, сбивать вражеские самолеты, сопровождать конвои и проводить поисково-спасательные операции в морских условиях.

К сожалению, советская военно-морская авиация не имела в своём составе самолетов, подходящих для выполнения перечисленных задач. Проблема усугублялась еще и тем, что единственный советский завод, который был способен разработать и наладить выпуск модернизированных самолетов-амфибий находился в руках немцев на территории Восточной Украины.

Проблемы с доставкой ленд-лизовской помощи рассматривались лидерами СССР и США в ходе их первой встречи, состоявшейся в Тегеране в 1943 году. На этой же встрече Советский Союз обязался после окончания войны с Германией начать боевые действия против Японии. Сталин и советское командование осознавали, что успех этой операции мог быть достигнут при наличии у Советского Союза мощной амфибийной авиации. Такими самолётами обладали тогда только США, имевшие на вооружении построенные по последнему слову морской авиационной техники самолеты-амфибии типа PBY (более известные как Catalina). По мнению Сталина и командования ВМФ, 150 таких машин явились бы гарантией успешной операции на Дальнем Востоке.

Так родился сверхсекретный совместный советско-американский проект, вошедший в историю сотрудничества СССР и США в годы войны под кодовым названием «Операция Зебра».

На сегодняшний день не существует документально подтвержденных объяснений названия операции. По мнению ряда военных экспертов, дикое животное с черно-белыми полосами является метафорой многосторонней операции, участие в которой, помимо СССР и США, принимали и Королевские ВВС Великобритании.

Советская версия американского самолета-амфибии PBY получила название PBN-1 Nomad («Номад»).

Курировали проект с советской стороны министр иностранных дел В.М. Молотов, а с американской – вице-адмирал Патрик Беллинджер (Patrick Bellinger), командующий морской авиацией.

«Операции Зебра» был дан зеленый свет.

Помимо производства и передачи Советскому Союзу самолётов-амфибий, «Операция Зебра» предусматривала перевод на русский язык всей технической документации по самолетам и подготовку советских пилотов. В качестве места проведения учебно-тренировочной части операции был выбран Элизабет Сити в штате Северная Каролина.

3 апреля 1944 г. первая группа из 10 советских военнослужащих под командованием майора Пешарова прибыла в Элизабет Сити. Впервые в истории отношений между нашими странами им предстояло осуществить секретный советско-американский проект на территории США, работая плечом к плечу с их американскими союзниками. Через две недели, 17 апреля, прибыла очередная группа из 15 человек во главе с полковником Виктором Васильевым, принявшим командование над всеми 25 военнослужащими.

Целью Васильева было завершение подготовки за 20 дней после прибытия личного состава на базу.

К концу июня 1944 г. первые советские авиаторы, прошедшие подготовку на территории США, получили свои боевые приказы. В соответствии с ними, 25 новых самолётов-амфибий с советско-американо-британскими экипажами должны были осуществить перелёт по кратчайшему маршруту на североатлантический ТВД для борьбы с немецкими подлодками. Отрезок маршрута от Элизабет Сити до Гандера в канадском Ньюфаундленде самолёты вели американские лётчики, где их сменяли англичане, отвечавшие за участок от Гандера до Рейкьявика в Исландии. Последний этап протяжённостью 595 км на восток от Исландии до Мурманска или Архангельска входил в зону ответственности советских экипажей. Перелёт из США в СССР общей протяжённостью 7242 км должен был занять 25-30 дней в зависимости от скорости и направления ветра. После посадки в СССР под крыльями самолётов устанавливались 4 авиационные бомбы, в нижней части фюзеляжа крепились глубинные заряды, а в грузовой отсек загружали тысячи пулемётных патронов 50-го калибра.

22 июня 1944 г. последний из 25 «Номадов» под командованием полковника Васильева взял курс из Рейкьявика на Норвегию. В своем последнем радиосообщении Васильев передал, что высота полета 500 метров, экипаж наблюдает по курсу движения немецкие подлодки.

Самолёту и его экипажу не суждено было достичь родных советских берегов. В период с 23 по 30 июня советские и британские летчики совершили несколько поисково-спасательных вылетов в район крушения экипажа Васильева.

По официальной советской версии, самолет был атакован и сбит немецкими истребителями, поднятыми в воздух после получения информации с одной из РЛС на побережье Норвегии. По неофициальной версии, информация о маршруте самолёта была передана агентом немецкой разведки, служившим в штабе советских ВВС. Гибель полковника Васильева и его подчинённых имела далеко идущие последствия для всей “Операции Зебра”.

С этого момента советским военнослужащим-участникам операции запрещалось передавать какую-либо информацию о ней, что делало этих людей в глазах их родственников и друзей пропавшими без вести.

Другим значимым последствием трагедии стало закрытие маршрута доставки Атлантический океан-Исландия и замена его на более продолжительный северный путь через Аляску.

Однако, как считали советские руководители, по мере расширения сотрудничества между союзниками и увеличения объёмов ленд-лизовской помощи, росла и угроза проникновения иностранных разведок на территорию Советского Союза. В результате, по личному указанию Сталина, американским экипажам было запрещено входить в советское воздушное пространство и садиться на советских аэродромах. Ответная реакция властей США не заставила себя долго ждать, и теперь уже советские летчики были лишены возможности перегонять «Каталины», находясь в американском небе.

Протяжённость нового маршрута составила 10461 км, тогда как время в пути могло занимать до 14 дней в зависимости от метеоусловий и количества посадок для дозаправки самолета.

Через 63 года после его трагической гибели в 1944 г. сильно искорёженные останки его летающей амфибии были найдены военнослужащими 188-го разведывательного батальона ВС Норвегии недалеко от горы Андоттен. Согласно их донесению, в корпусе самолета отсутствовали пулевые пробоины или какие-либо другие повреждения, дающие основания утверждать, что самолет погиб в результате воздушного боя.

Норвежская сторона смогла установить имена и фамилии членов экипажа: подполковник Н.П. Романов, полковник И.Ф. Мосцепан, старший техник-лейтенант А.М. Скворцов, старшина Н.Е. Кузнецов, старший техник-лейтенант Е.К. Чичкан и полковник В.Н. Васильев.

10 января 1945 года. Перелёт и доставка 100 самолётов по новому южному маршруту прошли успешно. Последняя группа должна была отправиться в путь вечером следующего дня. Экипажи, как обычно, провели проверку работы навигационных приборов и средств связи. В 20:00 следующего дня экипаж из 9 человек, включая одного британца, канадца и семерых советских пилотов, поднял в воздух свою огромную летающую машину и взял курс на Южную Америку. Этот самолёт и его смешанный интернациональный экипаж стал вторым, не достигшим своего места назначения.

Официальной причиной катастрофы, произошедшей в ночное время через пять минут после взлёта и закончившейся падением самолёта в реку Пасквотанк, стала ошибка британского пилота при пилотировании. В ходе поисково-спасательной операции, предпринятой в условиях сильного ветра и волнения в океане, удалось обнаружить и спасти одного британского и трёх советских пилотов. Пять других членов экипажа – офицеры ВМФ СССР капитан Н.М. Чиков, капитан В.М. Левин, лейтенант Д.М. Медведев, лейтенант Н.Н. Чизов и офицер королевских ВВС Великобритании гражданин Канады Питер Натарос считаются погибшими. Точная причина катастрофы не установлена.

В общей сложности в США для нужд ВВС СССР было построено 185 “Номадов”. Первые 25 машин представляли собой исключительно морской вариант гидросамолёта, способного взлетать и садиться только на водную поверхность. Оставшиеся 160 самолётов могли совершать взлёт и посадку как на воде, так и на суше.

Летом 1945 г. операция “Зебра” вступила в свою завершающую стадию. Последняя партия из 25 машин сошла с производственной линии на заводе в Филадельфии и была переправлена морским паромом в Элизабет Сити.

Десятилетиями информация об “Операции “Зебра” оставалась под грифом “Совершенно секретно” в обеих странах. 31 декабря 2012 г. МО США официально сняло с неё гриф секретности.

В мае 2017 г. в офисе мэра Элизабет Сити Джозефа Пила раздался телефонный звонок. Звонили из посольства РФ в Вашингтоне. Звонивший представился Максимом Алексеевым, руководителем совместной российско-американской Комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести. Вскоре состоялась и их первая встреча, в которой участвовал его американский коллега Джеймс Коннел. На встрече городские власти Элизабет Сити были проинформированы, что правительства РФ и США хотели бы увековечить память участников этой давно забытой программы. Российский представитель продемонстрировал и макет бронзового монумента весом 25 тонн и высотой 4 метра, на котором на фоне гигантского “Номада” плечом к плечу стоят советский, американский и британский лётчики. В ходе встречи было объявлено, что МО РФ возьмёт на себя финансирование работ по изготовлению, транспортировке и установке монумента.

Однако в ходе дальнейших обсуждений, проходивших в атмосфере резкой эскалации напряжённости в российско-американских отношениях, несколько членов городского совета, ранее выступавших за установку монумента, резко изменили свои позиции и отказались от утверждённого ими плана. В результате горсовет Элизабет Сити большинством голосов постановил, что не будет подписывать меморандум о взаимопонимании с российской стороной.

Сергей Гребёнкин, преподаватель, Военный институт иностранных языков МО США

#дс

Легенда флота
Легенда флота

В 1919 году, будучи 15-летним юношей, Николай Кузнецов присоединился к Северо-Двинской военной речной флотилии,...

22.07.2024

Имена в летописи

Первый дважды Герой
Первый дважды Герой

В судьбе первого дважды Героя Советского Союза Сергея Ивановича Грицевца (1909–1939) отразилось много черт...

06.07.2024

Имена в летописи

Век Василя Быкова
Век Василя Быкова

Ровно 100 лет назад, 19 июня 1924 года, родился выдающийся писатель-фронтовик, участник Великой Отечественной...

19.06.2024

Имена в летописи

50 лет назад не стало Маршала Победы
50 лет назад не стало Маршала Победы

18 июня 1974 года ушел из жизни легендарный полководец, Маршал Советского Союза Георгий Константинович...

18.06.2024

Имена в летописи

Маршал, освободивший пять европейских столиц
Маршал, освободивший пять европейских столиц

16 июня 2024 года исполнилось 130 лет со дня рождения прославленного военачальника, Маршала Советского...

16.06.2024

Имена в летописи

Век Юлии Друниной
Век Юлии Друниной

10 мая 2024 года исполняется 100 лет со дня рождения поэтессы и прозаика Юлии...

10.05.2024

Имена в летописи

Легенда флота
Имена в летописи
Легенда флота
22.07.2024
Первый дважды Герой
Имена в летописи
Первый дважды Герой
06.07.2024
Век Василя Быкова
Имена в летописи
Век Василя Быкова
19.06.2024
50 лет назад не стало Маршала Победы
Имена в летописи
50 лет назад не стало Маршала Победы
18.06.2024
Маршал, освободивший пять европейских столиц
Имена в летописи
Маршал, освободивший пять европейских столиц
16.06.2024
Век Юлии Друниной
Имена в летописи
Век Юлии Друниной
10.05.2024
Первая женщина — Герой Советского Союза
Имена в летописи
Первая женщина — Герой Советского Союза
10.05.2024
Боевой путь Николая Ватутина
Имена в летописи
Боевой путь Николая Ватутина
15.04.2024
175-летие создателя оружия Победы
Имена в летописи
175-летие создателя оружия Победы
14.04.2024
Столетие Юрия Бондарева
Имена в летописи
Столетие Юрия Бондарева
15.03.2024
Юрий Гагарин: закалка характера первого космонавта
Имена в летописи
Юрий Гагарин: закалка характера первого космонавта
09.03.2024
Первые кавалеры орденов Ушакова и Нахимова
Имена в летописи
Первые кавалеры орденов Ушакова и Нахимова
03.03.2024
Бессмертный подвиг Героя вдохновил товарищей
Имена в летописи
Бессмертный подвиг Героя вдохновил товарищей
09.02.2024
Подвиг героя стал символом мужества
Имена в летописи
Подвиг героя стал символом мужества
05.02.2024
Путь к небу легенды советской авиации
Имена в летописи
Путь к небу легенды советской авиации
02.02.2024
Александр Николаенков: легенда советского неба
Имена в летописи
Александр Николаенков: легенда советского неба
31.01.2024
Василий Акимов форсировал Днепр с двумя орудиями
Имена в летописи
Василий Акимов форсировал Днепр с двумя орудиями
31.01.2024
120 лет со дня рождения писателя и военкора
Имена в летописи
120 лет со дня рождения писателя и военкора
22.01.2024
Владимир Алхимов вызвал огонь на себя
Имена в летописи
Владимир Алхимов вызвал огонь на себя
18.01.2024
559 героических вылетов Владимира Абрамова
Имена в летописи
559 героических вылетов Владимира Абрамова
12.01.2024