Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации



Фронтовые бригады

4

Фронтовые бригады Фото: «Ковровские вести»

Январь 1942-го — время тяжелое, непонятное. Еще вчера думали, что враг будет разбит в ближайшие месяцы, но война затягивалась. Сводки с фронтов и радовали, и огорчали…

«… В результате упорных боев войска Калининского фронта прорвали вражескую оборону, 1 января овладели важным опорным пунктом противника на Волге — городом Старицей и вышли на подступы к городам Ржеву и Зубцову…. Продвижение войск 13-й армии во второй половине декабря было незначительным. Ее наступательные возможности уже иссякли… С утра 1 января перешли в наступление войска 40-й и 21-й армий Юго-Западного фронта. Они наносили удары на курском и обоянском направлениях. Завязались ожесточенные бои. Особенно упорными они были на рубеже Сейма…  Цепляться за каждый населенный пункт, не отступать ни на шаг, обороняться до последнего патрона, до последней гранаты — вот что требует от нас текущий момент…»

Каждый день начинался и заканчивался обсуждением новостей с фронта. Это подстегивало, заставляло еще раз мобилизоваться и доказать, что тыл не подведет.  В те дни газеты писали о молодых передовиках производства. Так бригадир фронтовой бригады Кировского машиностроительного завода комсомолец Герман Зыков рассказывал корреспонденту областной газеты: «Мне семнадцать лет. Я считаю себя счастливейшим человеком, что в переживаемые нами грозные для Родины дни Великой Отечественной войны я работаю на нужды обороны страны. Шесть месяцев тому назад, после окончания курсов токарей, я поступил токарем на Кировский машиностроительный завод имени 1 Мая. Как комсомолец я поставил перед собой боевую задачу – работать для обороны Родины, не жалея никаких сил и энергии. Мне удавалось выполнять по две и даже по три нормы за одну смену, и я не чувствовал усталости. Наоборот, чем дальше, тем больше я убеждался в том, что честный труд, труд на пользу фронта, в помощь доблестной Красной Армии придает мне бодрость, поднимает мое настроение. Пятого декабря, в день Сталинской Конституции, на общем собрании нашей комсомольской организации было вынесено решение: организовать на нашем заводе фронтовые бригады.»

Что же это были за бригады? Принцип их работы заключался в том, чтобы не просто выполнять план, а обязательно перевыполнять его, и каждое боевое задание выполнять срочно, не выходя из цеха. У таких бригад был лозунг: «Сегодня работать лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня». Германа Зыкова комсомольцы избрали бригадиром фронтовой бригады токарей в декабре, а в январе они уже давали по две с половиной-три производственные нормы в одну смену.

Идея создания фронтовых бригад оправдывала себя по всей стране. Они всегда работали с энтузиазмом, по-боевому, как на фронте, с верой в то, что приближают общую Победу.

Сохранились свидетельства о личных примерах мужества, которые невозможно было представить в мирное время.

Василий Григорьевич Зайцев в годы войны работал инженером ТЭЦ-2 в городе Комсомольске. Что такое ТЭЦ – это, в первую очередь, турбины и котлы. Если, к примеру, котел выходит из строя – это не просто ЧП, это значит военные заводы не дополучат энергию. А если в такой ситуации встанет производство?

Так вот, в тот день из-за аварии был остановлен пятый котел. Ремонт требовался срочный – сварка. А вот как ее проводить пока он не остыл, ответить никто не мог. Время шло и бежало.

Лезть в раскаленный котел вызвался сварщик Иван Новиков. Одели его в ватник, шапку, рукавицы, обвязали веревкой и спустили в барабан котла. Через две минуты высунулся он обратно, лицо красное, даже багровое от перегрева. Его бы вытащить, а он только просит, чтобы водой холодной окатили.

Подтащили шланг, облили, и он снова в котел. Так и работал. Две-три минуты внутри и наружу, его снова водой. Целых два часа это продолжалось. И ведь заработал котел-то.

В мирное время на такие дела давались сутки, а тут за десять часов уложились. Разве не подвиг это был?

Был и другой метод решения задач в годы войны — это приказ. Вопросы решались быстро и жестко. Нет своих специалистов – соседний завод поделится. Потому что так надо!

Про выходные дни, тем более отпуска, энергетики забыли до самого окончания войны, при этом на ТЭЦ работали четыреста пятьдесят человек и ни одного прогула за всю войну.

За малейшее опоздание тогда наказывали рублем — на шесть месяцев снимали двадцать пять процентов зарплаты, и еще — полгода исключали из трудового стажа. Это было суровое наказание не только самому работнику, но всей его семье. По талонам тогда получали 800 граммов хлеба — это рабочие, служащим полагалось 500, иждивенцам 200. Ждали эти карточки весь месяц, а хлеб съедался за два-три дня. Конечно, можно было и на рынке подкупить, но там буханка стоила триста рублей, а это половина зарплаты рабочего.

В столовой кормили только по талонам, баландой из перемороженной капусты в кипятке, еще бывало овсяную мякину взбалтывали, шелуху отделяли и ели оставшуюся «болтушку», а потому, чтобы не сгинуть с голоду, весной и осенью ездили в подшефный колхоз, но еще у каждого предприятия, в конце войны появилось и свое подсобное хозяйство. Имелась там лошадь, была корова, сеяли овес, выращивали картофель, помидоры, горох.

Теперь, чаще всего, эти продукты шли в столовую, но иногда их выдавали на руки.

Выдали однажды Василию Зайцеву аж пять килограммов помидоров. Вот это был праздник, вот только до дома донес не все, половину сразу съел, вкусные были, или случайно получилось – попробовал, а остановиться не смог.

Вот так и жили, работали. Так и 1945-ый встретили… Зима, потом март, апрель, май!

Про Победу узнали утром, уже на работе. Погода стояла чудесная, солнечная, и голубое-голубое небо.

Народу на улице собралось столько, что бетонные бордюры под тяжестью толпы на бок завалились, но в тот момент никто даже внимания не обратил. Это был единственный день за всю войну, когда жесткая трудовая дисциплина отступила перед праздником. Народ уходил с производства, бежал на улицу, их никто не останавливал. Все плакали и смеялись, пели песни.

Хотелось сделать что-то особенное, чтобы запомнилось… И тогда дал Василий Зайцев команду старшему кочегару, чтобы запустили гудок предприятия, «на всю железку» запустили, долгий, как мечта о мире, которая все-таки сбылась.

— Ми-и-и-р! – взревела ТЭЦ.

— Ми-и-и-р! – кричали в ответ люди.

(с) Купарев Андрей Сергеевич

По материалам ГАСПИ КО. Ф. Р-6818. Оп. 2. Д. 1. Л. 104-108

В рамках подготовки экспозиции Музея Победы «Подвиг народа»

Макаров Николай Акимович — главный железнодорожник Витебска
Макаров Николай Акимович — главный железнодорожник Витебска

Начальник паровозной колонны № 3 особого резерва, Герой Социалистического Труда Николай Акимович Макаров родился…

01.12.2022

Имена в летописи

«Я был не солдатом…»
«Я был не солдатом…»

28 ноября исполняется 107 лет со дня рождения Константина Симонова – прозаика, поэта и…

28.11.2022

Имена в летописи

Агапов Николай Андреевич — часовой стальных дорог
Агапов Николай Андреевич — часовой стальных дорог

Ефрейтор, железнодорожник-сапёр, Герой Социалистического Труда Николай Андреевич Агапов родился 26 ноября 1911 года в…

26.11.2022

Имена в летописи

Как Папанин стал национальным героем
Как Папанин стал национальным героем

26 ноября 1894 года, в Севастополе родился выдающийся советский исследователь Арктики, доктор географических наук,…

26.11.2022

Имена в летописи

Хачатрян Андраник Мисакович — первым водил поезда в горах Закавказья
Хачатрян Андраник Мисакович — первым водил поезда в горах Закавказья

Паровозный машинист, Герой Социалистического Труда Андраник Мисакович Хачатрян родился 23 ноября 1911 года в…

23.11.2022

Имена в летописи

Федосов Филипп Дмитриевич, восстановивший дороги и станции 
Федосов Филипп Дмитриевич, восстановивший дороги и станции 

Герой Социалистического Труда, «Почетный железнодорожник» Филипп Федосов родился 23 ноября 1898 года в селе…

23.11.2022

Имена в летописи

Макаров Николай Акимович — главный железнодорожник Витебска
Имена в летописи
Макаров Николай Акимович — главный железнодорожник Витебска
01.12.2022
«Я был не солдатом…»
Имена в летописи
«Я был не солдатом…»
28.11.2022
Агапов Николай Андреевич — часовой стальных дорог
Имена в летописи
Агапов Николай Андреевич — часовой стальных дорог
26.11.2022
Как Папанин стал национальным героем
Имена в летописи
Как Папанин стал национальным героем
26.11.2022
Хачатрян Андраник Мисакович — первым водил поезда в горах Закавказья
Имена в летописи
Хачатрян Андраник Мисакович — первым водил поезда в горах Закавказья
23.11.2022
Федосов Филипп Дмитриевич, восстановивший дороги и станции 
Имена в летописи
Федосов Филипп Дмитриевич, восстановивший дороги и станции 
23.11.2022
Новиков Владимир Николаевич — главный по производству оружия
Имена в летописи
Новиков Владимир Николаевич — главный по производству оружия
23.11.2022
Сурков Александр Иванович ковал Победу под Сталинградом
Имена в летописи
Сурков Александр Иванович ковал Победу под Сталинградом
21.11.2022
Кушнер Михаил Иванович — машинист, выводивший эшелоны под бомбами
Имена в летописи
Кушнер Михаил Иванович — машинист, выводивший эшелоны под бомбами
21.11.2022
Бондаренко Михаил Леонтьевич, проложивший дорогу к победе в Сталинграде
Имена в летописи
Бондаренко Михаил Леонтьевич, проложивший дорогу к победе в Сталинграде
21.11.2022
Михаил Лукин
Имена в летописи
Михаил Лукин
18.11.2022
Лисицын Виктор Николаевич ковал Победу под лозунгом «полк в день»
Имена в летописи
Лисицын Виктор Николаевич ковал Победу под лозунгом «полк в день»
16.11.2022
Кутафин Семён Васильевич, первый в СССР «Почетный железнодорожник»
Имена в летописи
Кутафин Семён Васильевич, первый в СССР «Почетный железнодорожник»
15.11.2022
Бардин Иван Павлович – академик в полушубке
Имена в летописи
Бардин Иван Павлович – академик в полушубке
13.11.2022
Жабаркан Асаинов, четырежды раненый
Имена в летописи
Жабаркан Асаинов, четырежды раненый
01.11.2022
Дмитрий Карбышев
Имена в летописи
Дмитрий Карбышев
26.10.2022
Шаповалов Иосиф Миронович, переживший несправедливость герой Соцтруда
Имена в летописи
Шаповалов Иосиф Миронович, переживший несправедливость герой Соцтруда
24.10.2022
Наринян Николай Артёмович, построивший «Дружбу» в Европе
Имена в летописи
Наринян Николай Артёмович, построивший «Дружбу» в Европе
23.10.2022
Черкесов Андрей Михайлович: инженер, ценой жизни восстановивший мост
Имена в летописи
Черкесов Андрей Михайлович: инженер, ценой жизни восстановивший мост
22.10.2022
Баренбойм Исаак Юлисович
Имена в летописи
Баренбойм Исаак Юлисович
21.10.2022