Сколько бы лет ни прошло, в каком бы возрасте ни случилось… Что было, то уже произошло, что произошло и оставило след в жизни, навсегда останется и в памяти. Эта память времени не подвластна. Потому и живем, чтобы помнить, и пересказываем, чтобы помнили.
Валя Юрасова из далекой деревни Литвиново, в Новосибирской области, тоже всю жизнь вспоминает свои первые шаги во взрослую жизнь. В семье она была самой младшей — десятым ребенком. Отец умер, когда ей было шесть лет, а еще через шесть началась война. К этому времени она закончила пятый класс средней школы, что в соседнем селе, и куда ходить приходилось пешком, за несколько километров, зимой — в мороз, весной — в половодье. Случалось, что волков встречали, но Бог миловал.
А теперь, когда началась война, и братья ушли на фронт, пришел ее черед помогать кормить страну.
Определили ее и таких же ребятишек на полевые работы. С ранней весны и до поздней осени, холодно, голодно, тяжело. Кроме лошадей, коров да быков - в помощь никого и ничего.
Она потом часто вспоминала и все время удивлялась: «Как же это нас скотина слушалась? Запряжешь, бывало зимой свою корову в сани и едешь в лес за дровами для дома. А с тобой кто-нибудь из подруг. Так и едем».
А вот чтобы сено с полей возить использовали быков. В паре с такой же девочкой, брали трое саней, три быка — с поля грузили и везли сено на колхозную ферму. Таких девичьих бригад было две. Одни возили сено с запада, другие с востока.
В каждой бригаде был свой бык-вожак. У нее был Антошка, в другой бригаде Бурка. У Бурки был хулиганский характер: норовил каждого встречного рогом с дороги скинуть. Что бы они без этих быков делали? Потому и называли их ласково по именам, потому и запомнили, будто как людей. Сильные, крепкие – они пробивали дорогу по снегу. Чтобы стронуть воз с места, быки сперва покачивались из стороны в сторону, потом становились на колени и так ползли по глубокому снегу, а девчонки бежали следом по снежной целине.
Да, вот еще, добротной одежды не было, согревала только работа вилами. Причем, холоднее было на возу принимать сено, а подавать снизу — теплее, поэтому старались меняться почаще. В день приходилось делать по два рейса: до обеда и после.
Кстати, утром перед работой никогда не ели и даже чай не пили. Как будто и не было такого слова: завтрак.
Так и прошли три года. Но это ведь еще не все. Именно здесь на этих полевых работах Валя и познакомилась со своим будущим мужем. Он, правда, немного постарше был и ему доверяли пахотой заниматься. С восхода до завтрака, после завтрака до обеда, после обеда до заката – в три смены – в три «пряшки» …
А потом он ушел на фронт, война уже к концу подходила, но служил до 1951 года. Вот в том году они и поженились после его демобилизации. Так судьба большой страны объединяла судьбы маленьких людей.
(с) Андрей Сергеевич Купарев
По материалам издания «История, рассказанная народом»
В рамках подготовки экспозиции Музея Победы «Подвиг народа»