Фильмом открытия V Международного фестиваля Правильного кино в кинотеатре «Поклонка» в Музее Победы стала полнометражная игровая картина «Тимур и его команда» (Россия, 2025). В интервью РИА «Победа РФ» режиссер фильма Андрей Семенов рассказал, для кого и зачем он снимал это кино.
— Какие у вас ощущения в связи с показом вашего фильма в кинотеатре «Поклонка» в Музее Победы за несколько дней до 80-летия Великой Победы в войне 1941–1945 годов. Насколько это символично и значимо для вас?
Музей Победы — очень значимое место для нас. И прежде всего для, скажем, того произведения, по мотивам которого был снят наш фильм, потому что в этом году исполняется 85 лет со дня выхода повести «Тимур и его команда» (автор Аркадий Гайдар. — Прим. ред.). Она вышла 27 августа 1940 года, меньше чем за год до войны. И многие подростки Советского Союза посмотрели тогда это кино, и многие потом пошли на фронт добровольцами. Кто-то погиб, кто-то остался жив, и это кино оставило у них все равно неизгладимый след — тот самый первый фильм. Мы попробовали перенести сюжет Гайдара в сегодняшний день, потому что то, что происходило в 1940 году, когда в это время шла война с Финляндией (и именно на основе этих событий была написана повесть Гайдара изначально), — оно чем-то напоминает сегодняшнюю СВО.
То есть, в общем, страна жила мирной жизнью, но при этом где-то на фронте погибали люди, приходили похоронки, тимуровцы помогали семьям погибших, семьям раненым. У нас это немножко уже все по-другому. Сейчас у нас это называется «волонтеры». И у нас вся команда Тимура, на современном языке можно сказать, что они — волонтеры. При этом мы старались, чтобы это были современные ребята.
У нас даже «Тимур» — это не имя, это позывной в сети. Как вот сейчас позывной на фронте, позывной в сети и так далее.
Мы считаем, что это должно быть очень здорово, потому что прежде всего для нашего потенциального зрителя, для нашей аудитории, потому что делали мы этот фильм в расчете на подростков, на тех, кому сейчас 12, 14, 16, 18 лет.
Мы в наше время смотрели, например, фильмы «Неуловимые мстители», «Тимур и его команда», «Кортик», «Бронзовая птица».
Я бы хотел, чтобы нынешние ребята смотрели наше кино, потому что я для себя ставил задачу: прежде всего, это поиск нового героя. Того героя, на которого нынешняя молодежь хотела бы равняться, с которого она хотела бы брать пример. Мне кажется, сейчас огромный дефицит на экране, в литературе и в жизни именно героев, с которых бы хотелось брать пример. У нас огромное количество отрицательных героев, положительных героев у нас мало. Мы хотели бы ввести вот этот образ положительного героя, кому бы ребята хотели подражать.
— Вы ориентировались на повесть Аркадия Гайдара 85-летней давности. Но тогда жили другие люди, с иными идеалами и верой в лучшее, в светлое будущее. Сейчас несколько иная политическая и экономическая ситуация. Насколько легко было современных молодых людей поместить в рамки уже практически классического сюжета?
Сюжет у нас не совсем тот, который у Гайдара. Во-первых, мы отошли немного от этого сюжета. Были некоторые сцены, которые мы взяли практически без купюр. Вот сцена со вдовой летчика. Она практически написана как у Гайдара, до запятой. Но все остальное нам, конечно, пришлось менять. И поэтому у нас Квакин, например, — это не хулиган, который ворует яблоки из соседнего сада. Квакин у нас — сын местного олигарха. И это уже такой классово-социальный конфликт.
Поэтому мы, конечно, привнесли какие-то современные реалии сюда, а насколько это удачно, наверное, судить зрителю. Мы провели несколько фокус-групп среди зрителей 10–16 лет. Пока то, что они пишут в анкетах, — это положительные отзывы.
Кроме того, вторая часть нашей аудитории — это взрослые 40–45 лет и старше. Это те, кто читал в школе повесть «Тимур и его команда», те, кто видел советский фильм, и те, кто должен повести своих детей на это кино. Мне кажется, что им это тоже должно быть очень интересно, просто потому, что прошло время, естественно, люди поменялись, поменялись общественные условия, поменялись социальные отношения, мы постарались это отразить в кино.
Перед тем как мы запускали этот фильм, у меня один наш продюсер спросил: «А вот зачем ты это делаешь?» Я говорю: «Понимаешь, мне кажется, что у нас сейчас идет специальная военная операция (оригинальный термин заменен в связи с требованиями российского законодательства. — Прим. ред.). У нас погибают люди. У нас погибают мирные люди. У нас враг вторгся на нашу территорию. И я считаю, что наша задача — это подготовить ребят к этой специальной военной операции (оригинальный термин заменен в связи с требованиями российского законодательства. — Прим. ред.) или к будущей войне, которая возможна, как мы теперь понимаем, в любой момент».
— Во время написания сценария и подготовительного этапа кинопроизводства вы консультировались с жителями приграничных территорий, участниками специальной военной операции?
Идея о том, чтобы вообще писать этот сценарий, сделать это кино, пришла, когда мы в начале 2023 года в Курске снимали документальный проект. И мы там снимали волонтеров, которые собирают «гуманитарку» и сами на своих машинах в свободное время возят ее к линии фронта. И именно в Курске пришла идея делать это кино, потому что если вы, например, зайдете в Курске в любую церковь, в любой православный храм, то первое, что вы увидите в Курске, — ящики, на которых будет написано: «Сбор на раненых», «Сбор на погибших», «Сбор на беженцев», «Сбор на гуманитарку», «Сбор на дроны». Вы в Москве в церкви этого не увидите. Москва живет вообще в других реалиях, а вот там люди живут именно так. И это было два года назад.
У нас второй режиссер — это человек, прошедший спецоперацию, который воевал полгода в «Ахмате», у нас много кто из ребят прошел всю эту историю.
Я могу даже сказать про себя. Я два года в 2019–2021 годах отработал руководителем телеканала «Оплот ТВ» — телеканала Донецкой Народной Республики. Наша студия была в 8 километрах от линии фронта. Я там прожил два года, поэтому это все было на моих глазах. Я и сам могу, наверное, консультантом в какой-то степени теперь выступать. Это не чужая мне тема.
— Вы планируете показы на новых территориях или в приграничных регионах России?
Широкий прокат фильма «Тимур и его команда» запланирован с 28 августа 2025 года. Это будет последний четверг лета. Мы рассчитываем, что наша целевая аудитория — подростки в это время уже приедут с дач и лагерей и они как раз в последние выходные лета смогут пойти на наше кино. Саму премьеру мы хотим делать не в Москве. Мы уже договорились с администрацией Курской области. Мы будем делать ее в Курске 27 августа.
Потому что 27 августа исполняется 85 лет с даты выхода повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Это еще День кино. Почему еще Курск? Потому что Аркадий Гайдар родился в Курской области, в городе Льгове. Там стоит его дом-музей. И именно там вот еще недавно шли тяжелые бои около этого дома. Дом-музей уцелел. Туда запланированы выезды съемочной группы и актеров.
Дальше мы хотим поехать и в Белгород, и в Донецк, и в Луганск, и в Мариуполь. Нас Министерство обороны России обещало поддержать. Они сказали, что они только за, и обещали нам всячески содействовать.
#аг