Человек давно начал стремиться к полетам, что, в свою очередь, породило множество мифов и легенд. Что стоит только греческое сказание о Дедале и Икаре! Во второй половине XV века Леонардо да Винчи трудился над проектом вертикально взлетающего летательного аппарата, но до первых полетов было еще очень далеко…
В нашей стране в конце XIX столетия выдающиеся конструкторы стали работать над созданием первых летательных аппаратов. Все разработанные ими средства передвижения по воздуху имели схожие конструктивные особенности — горизонтальный взлет. В свою очередь в 1929 году на заседании Технической комиссии Центрального совета ОСОАВИАХИМа Н. И. Камов впервые использовал слово «вертолет», тем самым открыв новую страницу в конструировании винтокрылых летательных аппаратов.
История вертолетостроения знает множество выдающихся имен, среди которых в нашей стране особое место занимает Михаил Леонтьевич Миль.
Михаил Миль родился в 1909 году, в Иркутске. С ранних лет увлекался авиамоделированием. В 12 лет стал победителем на конкурсе авиамоделей в Томске. В 1925 году поступил в Сибирский технологический институт, но был исключен со второго курса за «непролетарское происхождение». Проработав в кожевенной лаборатории, через год смог поступить сразу на третий курс механического факультета Донского политехнического института в Новочеркасске. После окончания института молодой инженер поступил на работу в Секцию особых конструкций Экспериментально-аэродинамического отдела ЦАГИ, где проявил себя как специалист, подающий большие надежды, и уже через год, при преобразовании СОК в Отдел особых конструкций, возглавил бригаду аэродинамических расчетов и экспериментальных исследований. Уже к началу 40-х годов Михаил Леонтьевич стал одним из ведущих специалистов в области различных летательных аппаратов (автожиров и вертолетов).
В начале Великой Отечественной войны Михаил Леонтьевич был отправлен на фронт в составе эскадрильи, в которую входили 14 автожиров. Но реальности войны внесли свои коррективы. Тихоходные, шумные, а потому уязвимые машины не смогли выполнить поставленные задачи по корректировке огня тяжелых бомбардировщиков. Эскадрилья была возвращена на завод, их проекты были закрыты. Михаил Миль занимался до конца войны вопросами устойчивости боевых самолетов.
Новая страница винтокрылой техники в нашей стране была открыта, когда американская армия начала использовать чертежи вертолетов Игоря Сикорского в своих целях. Советское правительство объявило конкурс на разработку проекта вертолета связи, в котором Михаил Леонтьевич обошел таких именитых мастодонтов, как Александр Яковлев и Иван Братухин.
В результате работы над проектом был сконструирован вертолет Ми-1, на котором в течение нескольких лет было установлено 20 мировых рекордов. На его основе был разработан вертолет Ми-2, который на долгие годы станет главным тренажером для тысяч советских вертолетчиков.
В начале 1960-х годов, КБ Миля разработало десантный вертолет Ми-4, который превзошел по своим характеристикам американский вертолет Сикорского S-55 и на испытаниях показал блестящие возможности выполнения боевых задач.
После таких успехов Михаил Миль разрабатывал различные машины под конкретные задачи. Среди них были вертолеты Ми-6 и Ми-10, грузоподъемность которых достигала 12 и 15 тонн. А также знаменитый Ми-8, один из самых массовых вертолетов, которых было построено около 12 тысяч экземпляров, и даже спустя десятилетия по многим показателям эти машины не имеют аналогов. На парижской Всемирной выставке 1965 года эти машины произвели настоящий фурор и стали главным событием экспозиции.
Будут еще и другие винтокрылые машины, которые прославят имя своего конструктора. Например, тяжелый Ми-12, который поднимал рекордные 40 тонн, за что получил прозвище «Слон». Их полеты Михаил Леонтьевич успел застать при жизни, а вот до принятия на вооружение ударного вертолета Ми-24 не дожил.
Михаил Леонтьевич Миль скончался 31 января 1970 года от инсульта, но его дело продолжает жить! Сегодня Национальный центр вертолетостроения носит его имя. Традиции, заложенные Михаилом Леонтьевичем, продолжают жить, и Национальный центр является одним из крупнейших производителей вертолетов России, чьи машины эксплуатируются более чем в 100 странах.
Автор: методист научно-методического отдела Музея Победы Алексей Санько
#ак