Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

И женщины могут летать!

29

И женщины могут летать! 24.09.1938 Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова (слева направо) совершили рекордный беспосадочный перелет на самолете «Родина» по маршруту Москва — Дальний Восток. Перед полетом. Архив. Фото: Иван Шагин / РИА Новости

117 лет назад 8 октября родилась знаменитая летчица, Герой Советского Союза Полина Денисовна Осипенко (в девичестве — Дудник). Родное село Полины Осипенко сегодня носит ее фамилию — село Осипенко Бердянского района Запорожской области.

Путь в авиацию Полины Осипенко — пример воли и целеустремленности, пробивного характера. Девушка выросла в многодетной семье, окончила три класса начальной школы, а после работала батрачкой. Окончила курсы птицеводов в городе Бердянске. Благодаря бойкому характеру стала заведующей колхозной птицефермой.

Как же Полине удалось стать летчицей? Позднее девушка вспомнит о встрече с первой советской летчицей Зинаидой Кокориной: «Я была птичницей. У нашей деревни сел самолет. Вышла женщина. Я вся загорелась: и женщины могут летать?!»

В 1931 году Полина Говяз (фамилия первого мужа) уехала к мужу в Качу. Степан подготовил жену к поступлению в Качинскую школу военных пилотов. Но поступить с первого раза не удалось, и Полина устроилась в эту же школу официанткой. Девушка самостоятельно освоила пилотирование самолета У-2 (По-2) и уже в 1933 году окончила Качинскую военную авиационную школу летчиков.

В последующие годы Полина служила летчиком, командиром звена в истребительной авиации. Осипенко отличалась упорством, трудолюбием, постоянным желанием совершенствоваться. Делала фигуры высшего пилотажа — «петли Нестерова», «бочки», «штопоры». В 1935 году Полина сменила фамилию на Осипенко, после того как второй раз вышла замуж.

В 1937 году Полина Осипенко установила ряд мировых рекордов, в том числе подъем на высоту 6000 метров, что являлось повторением рекорда итальянской летчицы Негрон. В мае этого года именно Осипенко поставила рекорд высоты для женщин в открытой кабине — 8804 метра на ненагруженном самолете, а спустя два дня — мировой рекорд — 7000 метров с грузом 1 тонна.

Летом 1938 года, во время подготовки к рекордному полету на гидросамолете МП-1, выяснилось, что Полина не умеет плавать, и она научилась за два дня. Беспосадочный перелет Севастополь — Архангельск, идея которого была выдвинута Осипенко, должен был связать Черное и Белое моря.

Гидросамолет МП-1 («летающая лодка») вылетел 2 июля 1938 года. Летели над сушей, что исключало возможность вынужденной посадки, в густой облачности, почти все время «вслепую». Несколько раз за время полета наступало обледенение самолета. В результате был установлен мировой рекорд: за 10 часов 33 минуты самолет П. Д. Осипенко (командир), М. М. Расковой (штурман) и В. Ф. Ломако (второй пилот) преодолел 2416 километров с грузом 5,5 тонны.

Вскоре после перелета Севастополь — Архангельск был осуществлен беспосадочный перелет Москва — Комсомольск-на-Амуре на самолете «Родина». На этот раз командиром стала В. С. Гризодубова, М. М. Раскова снова была штурманом, а П. Д. Осипенко — вторым пилотом.

Полет проходил 24–25 сентября 1938 года в трудных условиях: густая облачность, отсутствие видимости давали возможность определять направление только по приборам. За Уралом оборвалась связь, и была пропущена заправка топливом в Комсомольске-на-Амуре. Топлива оставалось на 30 минут. Летчицы приняли решение о посадке в тайге, причем в целях безопасности М. М. Раскова приземлилась на парашюте. Сели у реки Амгунь. Поиски самолета велись от Байкала до Охотского моря и местными жителями, и силами ВВС. 3 октября отважный экипаж был обнаружен. Девушки установили мировой женский авиационный рекорд дальности полета по прямой — всего за 26 часов 29 минут пройдено расстояние в 6450 километров. За этот подвиг членам экипажа было присвоено звание Героя Советского Союза.

В мае 1939 года майор Осипенко, работая инспектором Военно-воздушных сил при Генеральном штабе, участвовала в сборах командиров для тренировки слепых полетов на Курсах усовершенствования начальствующего состава. 11 мая, совершая учебно-тренировочный полет в Рязанской области с начальником Главной летной инспекции ВВС РККА Анатолием Серовым, Осипенко находилась во время полета в закрытой кабине, вела машину вслепую. Серов в передней открытой кабине корректировал полет. Затем летчики поменялись местами. Машину, врезавшуюся в землю, нашли у села Высокое, пилоты погибли. Причиной катастрофы признали ошибки Серова в пилотировании при полете на малой высоте, при этом Осипенко не смогла скорректировать действия Серова и вмешаться в управление самолетом (из политдонесения начальнику Политуправления РККА Л. З. Мехлису). Так трагически оборвалась жизнь двух замечательных летчиков. Прах Серова и Осипенко помещен в урнах в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.

Автор: методист научно-методического отдела Музея Победы Евгения Тарнягина

#ак

Героический оружейник
Героический оружейник

4 октября исполняется 130 лет со дня рождения оружейника С. Г. Симонова. Сергей Гаврилович...

04.10.2024

Имена в летописи

Путь легенды разведки
Путь легенды разведки

129 лет назад, 4 октября 1895 года, родился выдающийся советский разведчик Рихард Зорге, также...

04.10.2024

Имена в летописи

Истребители Семена Лавочкина
Истребители Семена Лавочкина

Сегодня исполняется 124 года со дня рождения выдающегося советского авиаконструктора Семена Алексеевича Лавочкина. Будущий...

11.09.2024

Имена в летописи

Военный музыкант спас боевое знамя полка НКВД
Военный музыкант спас боевое знамя полка НКВД

Историки Росгвардии вспоминают операцию спасения знамени полка войск НКВД в годы Великой Отечественной войны....

29.08.2024

Имена в летописи

Пример для офицеров
Пример для офицеров

120 лет назад, 21 августа 1904 года, в городе Скопине Рязанской губернии родился выдающийся...

21.08.2024

Имена в летописи

Легенда флота
Легенда флота

В 1919 году, будучи 15-летним юношей, Николай Кузнецов присоединился к Северо-Двинской военной речной флотилии,...

22.07.2024

Имена в летописи

Героический оружейник
Имена в летописи
Героический оружейник
04.10.2024
Путь легенды разведки
Имена в летописи
Путь легенды разведки
04.10.2024
Истребители Семена Лавочкина
Имена в летописи
Истребители Семена Лавочкина
11.09.2024
Военный музыкант спас боевое знамя полка НКВД
Имена в летописи
Военный музыкант спас боевое знамя полка НКВД
29.08.2024
Пример для офицеров
Имена в летописи
Пример для офицеров
21.08.2024
Легенда флота
Имена в летописи
Легенда флота
22.07.2024
Первый дважды Герой
Имена в летописи
Первый дважды Герой
06.07.2024
Век Василя Быкова
Имена в летописи
Век Василя Быкова
19.06.2024
50 лет назад не стало Маршала Победы
Имена в летописи
50 лет назад не стало Маршала Победы
18.06.2024
Маршал, освободивший пять европейских столиц
Имена в летописи
Маршал, освободивший пять европейских столиц
16.06.2024
Век Юлии Друниной
Имена в летописи
Век Юлии Друниной
10.05.2024
Первая женщина — Герой Советского Союза
Имена в летописи
Первая женщина — Герой Советского Союза
10.05.2024
Боевой путь Николая Ватутина
Имена в летописи
Боевой путь Николая Ватутина
15.04.2024
175-летие создателя оружия Победы
Имена в летописи
175-летие создателя оружия Победы
14.04.2024
Столетие Юрия Бондарева
Имена в летописи
Столетие Юрия Бондарева
15.03.2024
Юрий Гагарин: закалка характера первого космонавта
Имена в летописи
Юрий Гагарин: закалка характера первого космонавта
09.03.2024
Первые кавалеры орденов Ушакова и Нахимова
Имена в летописи
Первые кавалеры орденов Ушакова и Нахимова
03.03.2024
Бессмертный подвиг Героя вдохновил товарищей
Имена в летописи
Бессмертный подвиг Героя вдохновил товарищей
09.02.2024
Подвиг героя стал символом мужества
Имена в летописи
Подвиг героя стал символом мужества
05.02.2024
Путь к небу легенды советской авиации
Имена в летописи
Путь к небу легенды советской авиации
02.02.2024