10 мая исполняется 115 лет со дня рождения первой женщины — Героя Советского Союза Валентины Гризодубовой.
В годы Великой Отечественной войны были три женских авиаполка: 586-й истребительный авиаполк ПВО, 125-й гвардейский бомбардировочный и полностью женский 46-й гвардейский ночной бомбардировочный. Некоторые женщины проходили службу и в других авиаполках. Но была всего лишь одна, командовавшая обычным, в котором несли службу только мужчины. Это была Валентина Степановна Гризодубова. Она командовала 101-м полком авиации дальнего действия. 300 мужчин и одна женщина.
Такой случай в командовании авиацией был всего один не только, и не столько из-за каких-нибудь традиций, пересмотренных и во многом отброшенных после революции, или привычек мужчин и женщин, мужского шовинизма и пр. В первую очередь по той же причине, по которой в шахматах женщины-гроссмейстеры в среднем уступают мужчинам-гроссмейстерам. В шахматах, как и в командовании, надо много думать. Мышление — затратный процесс. Калории заканчиваются раньше — ошибаться начинают чаще. Кто больше ошибается, тот чаще и проигрывает. А на войне — чаще погибает. Тем примечательнее шахматистки, выигрывающие у гроссмейстеров, и больше слава единственной женщины, командовавшей стандартным, «мужским» авиаполком.
Несомненно, ее подготовка была намного выше, чем у среднего командира авиаполка того же назначения. Разве что единицы из них могли похвастаться беспосадочным перелетом во главе экипажа из трех человек (второй пилот П. Д. Осипенко, штурман М. М. Раскова) в 6450 километров (26 часов 29 минут, мировой рекорд для женщин), с последующей успешной посадкой на воду двухмоторного самолета. За этот рекорд членам экипажа присвоили звания Героев Советского Союза. Еще до войны Гризодубова получила опыт руководства: была начальником Управления международных воздушных линий Гражданского военного флота СССР.
На войне она командовала не хуже, чем на гражданке. Ее авиаполк летал на Ли-2 и занимался не только бомбардировками, но и снабжением партизан. Это требовало еще большего мастерства, чем для бомбежки. Для бомбардировщика нежелательно, но нормально, если он обнаружен, — когда он будет бомбить, все равно заметят. Военно-транспортный самолет в тыл врага на тайный, партизанский аэродром должен прилететь так, чтобы его никто не вычислил. Даже если этот самолет успел улететь, но выдал аэродром — он проиграл. Летали по ночам. Низко — радиолокаторы у немцев уже были. Приземлялись на полосы, подсвеченные кострами, оборудованные партизанами, до войны не учившимися их оборудовать.
Авиаполком, выполнявшим такие особо опасные и одновременно особо ответственные задачи, командовала Гризодубова. На май 1943 года 200 вылетов она совершила лично. Но отношения с командующим авиацией дальнего действия А. Е. Головановым не сложились. В октябре 1943 года с командования ее сняли. Из наград она получила только орден Отечественной войны I степени и медаль «За оборону Ленинграда». То, что она была отличным командиром, подтверждает тот факт, что сначала полк наградили этими медалями, но не ее. Тогда весь полк отказался от них. После этого Гризодубовой медаль привезли отдельно, и полк принял награды.
После снятия с командования полком она сосредоточилась на работе в Антифашистском комитете советских женщин. Общественной работой она занималась и до этого: была депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва, членом ВКП(б) с 1941 г. Некоторые приходили прямо к ней домой: за рекордный полет ей предложили квартиру на улице Горького (ныне Тверская), но она осталась жить в профессорском корпусе Академии Жуковского: попасть туда было проще. Среди пришедших к ней была и Мария Николаевна Баланина, мама репрессированного Сергея Павловича Королева. В том числе благодаря заступничеству Гризодубовой дело было пересмотрено, срок был сокращен, и Королев отбывал его, до досрочного освобождения, в конструкторских бюро тюремного типа, а не на Колыме. Впоследствии он был реабилитирован. Так Гризодубова способствовала спасению будущего главного конструктора космических ракет.
После войны занималась разработкой авиационных радиоэлектронных приборов. Дожила до развала СССР, нанесшего сокрушительный удар по делу ее жизни: авиации, науке, равенству возможностей для всех людей. Ее жизнь — пример людям, которым это дорого.
Автор — методист научно-исторического отдела Музея Победы кандидат исторических наук Дмитрий Кочетов
#мп