Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Самолеты Сергея Ильюшина

1348

Самолеты Сергея Ильюшина 01.01.1965 Советский авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин (1894-1977 г. г.). Фото: Анатолий Сергеев-Васильев / РИА Новости

130 лет назад 31 марта родился один из самых прославленных советских авиационных конструкторов ХХ столетия, создавший десятки военных и гражданских летательных аппаратов, известных по всему миру благодаря конструкторскому бюро, созданному им – трижды Героем Социалистического труда Сергеем Владимировичем Ильюшиным.

Новатор отечественной авиации

Самолеты «Ил» занимают особое место в истории не только нашей авиации, но и мировой школы самолетостроения. Сергей Владимирович обладал характерной чертой, во многом присущей только ему: любой самолет, за создание которого он брался в одиночку или с группой конструкторов, обладал новаторскими и прорывными решениями в инженерии.

Сергей Владимирович считал принципиальным моментом для себя, как для конструктора, организовать работу и конструирование так, чтобы сразу решить вопросы и предвидеть всевозможные ситуации, связанные с постройкой и эксплуатацией летательного аппарата. Проекты самолетов очень глубоко прорабатывались и во многом опережали свое время и выстраивали авиационную промышленность на десятилетия вперед, включая еще и задел для модифицирования уже имеющихся самолетов благодаря научно-техническому прогрессу.

За свою многолетнюю и плодотворную работу конструкторское бюро авиакомплекса «Ил» разработало более двух сотен и сконструировало почти 130  типов летательных аппаратов и самолетов, а всего с момента создания и до наших дней концерн изготовил более 120 типов разных летательных аппаратов и выпустил свыше 65 тысяч самолетов под маркой «Ил».

Самый массовый «Ил»

В довоенное время Сергей Владимирович активно разрабатывал и конструировал авиационную технику. Его первенцем стал экспериментальный бомбардировщик ЦКБ-26, далее был бомбардировщик ДБ-3, который позже станет легендарным Ил-4. А самым знаковым самолетом Сергея Владимировича в годы Великой Отечественной войны, который стал самым массовым самолетом в ВВС Красной армии, стал легендарный штурмовик – Ил-2. Работы над его созданием активно шли с 1939 года. Самолет должен был стать настоящим «Летающим танком». Штурмовик  Ил-2, который приняли на вооружение 20 марта 1941 года и запустили в серийное производство, сочетал в себе прекрасное бронирование, хорошую управляемость, мощное и разноплановое ракетно-бомбовое и пушечное вооружение, а также неприхотливость в эксплуатации и относительно недорогой процесс изготовления. В течение войны машина в том числе видоизменялась и модифицировалась исходя из реалий и характера боевых действий.

Начало войны «Илы» встретили одноместными, как настаивали военные, говоря о том, что надежно истребители будут прикрывать штурмовики, хотя, по задумке Ильюшина, самолет должен был быть двухместным. Реальность Великой Отечественной показала, что Сергей Владимирович оказался полностью прав еще до 22 июня 1941 года. На заводах и предприятиях СССР Ил-2 был изготовлен в количестве 36 тысяч единиц всех модификаций.

Немецкие летчики прозвали Ил-2 «Бетонным самолетом» из-за сложностей сбить его из-за брони, а немецкие пехотинцы за огневую мощь и широкий арсенал вооружения прозвали Ил-2 «Черная смерть».

Наряду со средним танком Т-34, пистолетом-пулеметом ППШ-41 красноармейцев и БМ-13 «Катюша», штурмовик Ил-2 является одним из символов Победы Советского Союза не только в Великой Отечественной, но и во Второй мировой войнах.

«Ил» над Берлином

Советский средний бомбардировщик ДБ-3, сконструированный Сергеем Ильюшиным, был переименован в Ил-4. В количестве 15 боевых машин этого типа летчики морской авиации Балтийского флота под командованием полковника Евгения Преображенского тремя группами в ночь на 8 августа 1941 года совершили дерзкий налет на столицу гитлеровской Германии – Берлин. Эта операция была ответом на начавшиеся налеты на советскую столицу Москву 22 июля 1941 года.

Готовиться к такой операции начали в начале августа, летали несколько раз на разведку маршрутов вплоть до самого Берлина. Путь к вражеской столице занимал три часа полета над Балтийском морем вдали от берега, чтобы не быть обнаруженными.

Советский налет на Берлин стал полной неожиданностью для военно-политического руководства Германии. На Берлин советские летчики на Ил-4 совершили 86 самолето-вылетов, сбросили более 35 тонн бомб, а также более 30 контейнеров с агитационными листовками и газетами.

Производство самолетов

В годы Великой Отечественной войны самолеты конструкции  Сергея Ильюшина внесли весомый вклад в дело приближения Великой Победы. Авиационный парк советских ВВС среди всех типов самолетов чуть более чем на 30 % состоял из самолетов марки «Ил». Самолеты были надежны, просты в освоении и производстве. ОКБ «Ил» стало первым предприятием, которое уже осенью 1943 года стало вести проектные работы по разработке гражданских самолетов, кроме военных. Плодом этой немаловажной работы стал Ил-12, который совершил первый полет в августе победного 1945 года, а его выпуск по завершении госиспытаний был начат осенью 1946 года.

Главным шеф-пилотом ОКБ «Ил» был известный и опытный летчик-испытатель и рекордсмен Владимир Коккинаки. Кроме самолетов Ил-4 он испытывал и другие послевоенные самолеты конструкции Ильюшина: Ил-22, Ил-28, Ил-30, Ил-46, Ил-54, а также и средние и дальнемагистральные пассажирские самолеты, такие как Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62 и массу других модификаций этих самолетов, которые тысячами трудились на благо нашей страны.

Межконтинентальный дальнемагистральный пассажирский турбореактивный самолет Ил-62 начали использовать в 1967 году, и он был настоящим флагманом «Аэрофлота» в период 60–70-х годов ХХ века и стал последним летательным аппаратом, в проектировании которого принимал участие Сергей Ильюшин, а эксплуатировались они вплоть до начала 2000-х.

Артефакты Музея Победы

В экспозиции филиала Музея Победы «Г.О.Р.А.» – «Главные оружейные реликвии армии» под открытым небом представлены уникальные образцы авиационной техники стран – участниц Второй мировой и Великой Отечественной войн. Среди экспонатов авиационной техники особое место занимают самолеты Сергея Ильюшина.

Штурмовик Ил-2 3-й серии из экспозиции входил в 1941 году в состав 66-го штурмового авиационного полка Киевского особого военного округа, а легендарный бомбардировщик Ил-4 принадлежал 10-му бомбардировочному авиационному полку 9-й Воздушной армии Приморской группы войск на Дальнем Востоке.

Музейный Ил-4 был найден в Приморском крае. Он был восстановлен из собственных комплектующих, найденных на месте аварии, а благодаря заводскому номеру – № 17404 – удалось установить его историю. Эта боевая машина была изготовлена в городе Комсомольске-на-Амуре на заводе № 126 в 1945 году. Самолет принимал участие в боевых действиях против милитаристской Японии в августе 1945 года. Во время боевого вылета летчик совершил вынужденную посадку из-за повреждения двигателя в районе села Муравейка Анучинского района Приморского края, где он и пролежал до 1993 года.

Тогда его нашел бывший военный летчик Владимир Сафронов в уссурийской тайге. С помощью двух вертолетов Ми-8 фюзеляж бомбардировщика, двигатели и найденные неподалеку комплектующие самолета были перевезены на аэродром «Барановский». Владимир Сафронов принял решение о восстановлении и реставрации Ил-4 в память о своем отце – ветеране войны Василии Григорьевиче Сафронове. Благодаря его действиям и помощи его родственников самолет был восстановлен и 1 октября 2005 года занял свое место в составе авиационного раздела экспозиции филиала «Г.О.Р.А.», где собрано свыше 400 образцов уникальных экспонатов.

#ам_ак

История высшего военного звания
История высшего военного звания

26 июня 1945 года было учреждено звание Генералиссимуса Советского Союза. С этой знаменательной даты...

26.06.2025

Страницы истории

Триумфальное шествие в честь Победы
Триумфальное шествие в честь Победы

24 июня 1945 года исполняется 80 лет со дня проведения первого Парада Победы. В...

24.06.2025

Страницы истории

Возвращение Знамени Победы
Возвращение Знамени Победы

80 лет назад, 20 июня 1945 года, из Берлина в Москву было доставлено Знамя...

20.06.2025

Страницы истории

Введение особых наград
Введение особых наград

80 лет назад, 9 июня 1945 года, были учреждены медали СССР «За взятие Берлина»,...

09.06.2025

Страницы истории

Послевоенное переустройство Германии
Послевоенное переустройство Германии

80 лет назад, 5 июня 1945 года, в Берлине состоялось подписание Декларации о поражении Германии...

05.06.2025

Страницы истории

Орден с трехвековой историей
Орден с трехвековой историей

300 лет назад, 1 июня 1725 года, был учрежден орден Александра Невского. Эта награда определенно...

01.06.2025

Страницы истории

История высшего военного звания
Страницы истории
История высшего военного звания
26.06.2025
Триумфальное шествие в честь Победы
Страницы истории
Триумфальное шествие в честь Победы
24.06.2025
Возвращение Знамени Победы
Страницы истории
Возвращение Знамени Победы
20.06.2025
Введение особых наград
Страницы истории
Введение особых наград
09.06.2025
Послевоенное переустройство Германии
Страницы истории
Послевоенное переустройство Германии
05.06.2025
Орден с трехвековой историей
Страницы истории
Орден с трехвековой историей
01.06.2025
85 лет со дня учреждения медали «Серп и Молот»
Страницы истории
85 лет со дня учреждения медали «Серп и Молот»
22.05.2025
Военная гидрометеорология без тайн
Страницы истории
Военная гидрометеорология без тайн
16.05.2025
Московскому метрополитену 90 лет
Страницы истории
Московскому метрополитену 90 лет
15.05.2025
Медали «За победу над Германией» 80 лет  
Страницы истории
Медали «За победу над Германией» 80 лет  
09.05.2025
50 лет первому исполнению знаменитой песни
Страницы истории
50 лет первому исполнению знаменитой песни
09.05.2025
Победоносное завершение Великой Отечественной
Страницы истории
Победоносное завершение Великой Отечественной
09.05.2025
Высшей степени отличия городов — 65 лет
Страницы истории
Высшей степени отличия городов — 65 лет
08.05.2025
Героизм Мурманска и Смоленска отмечен званием 
Страницы истории
Героизм Мурманска и Смоленска отмечен званием 
06.05.2025
Освобождение Праги
Страницы истории
Освобождение Праги
05.05.2025
Водружение Знамени Победы над Рейхстагом
Страницы истории
Водружение Знамени Победы над Рейхстагом
30.04.2025
Историческая встреча на Эльбе
Страницы истории
Историческая встреча на Эльбе
25.04.2025
Первый командир легендарных «катюш»
Страницы истории
Первый командир легендарных «катюш»
24.04.2025
Начало Берлинской стратегической наступательной операции
Страницы истории
Начало Берлинской стратегической наступательной операции
16.04.2025
80 лет со дня взятия Вены
Страницы истории
80 лет со дня взятия Вены
13.04.2025