Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Выдающийся «Ил»

1122

Выдающийся «Ил» 01.01.1965 Советский авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин (1894-1977 г. г.). Фото: Анатолий Сергеев-Васильев / РИА Новости

130 лет назад 31 марта родился один из самых прославленных советских авиационных конструкторов ХХ столетия, создавший десятки военных и гражданских летательных аппаратов, известных по всему миру благодаря конструкторскому бюро, созданному им – трижды Героем Социалистического труда Сергеем Владимировичем Ильюшиным.

Новатор отечественной авиации

Самолеты «Ил» занимают особое место в истории не только нашей авиации, но и мировой школы самолетостроения. Сергей Владимирович обладал характерной чертой, во многом присущей только ему: любой самолет, за создание которого он брался в одиночку или с группой конструкторов, обладал новаторскими и прорывными решениями в инженерии.

Сергей Владимирович считал принципиальным моментом для себя, как для конструктора, организовать работу и конструирование так, чтобы сразу решить вопросы и предвидеть всевозможные ситуации, связанные с постройкой и эксплуатацией летательного аппарата. Проекты самолетов очень глубоко прорабатывались и во многом опережали свое время и выстраивали авиационную промышленность на десятилетия вперед, включая еще и задел для модифицирования уже имеющихся самолетов благодаря научно-техническому прогрессу.

За свою многолетнюю и плодотворную работу конструкторское бюро авиакомплекса «Ил» разработало более двух сотен и сконструировало почти 130  типов летательных аппаратов и самолетов, а всего с момента создания и до наших дней концерн изготовил более 120 типов разных летательных аппаратов и выпустил свыше 65 тысяч самолетов под маркой «Ил».

Самый массовый «Ил»

В довоенное время Сергей Владимирович активно разрабатывал и конструировал авиационную технику. Его первенцем стал экспериментальный бомбардировщик ЦКБ-26, далее был бомбардировщик ДБ-3, который позже станет легендарным Ил-4. А самым знаковым самолетом Сергея Владимировича в годы Великой Отечественной войны, который стал самым массовым самолетом в ВВС Красной армии, стал легендарный штурмовик – Ил-2. Работы над его созданием активно шли с 1939 года. Самолет должен был стать настоящим «Летающим танком». Штурмовик  Ил-2, который приняли на вооружение 20 марта 1941 года и запустили в серийное производство, сочетал в себе прекрасное бронирование, хорошую управляемость, мощное и разноплановое ракетно-бомбовое и пушечное вооружение, а также неприхотливость в эксплуатации и относительно недорогой процесс изготовления. В течение войны машина в том числе видоизменялась и модифицировалась исходя из реалий и характера боевых действий.

Начало войны «Илы» встретили одноместными, как настаивали военные, говоря о том, что надежно истребители будут прикрывать штурмовики, хотя, по задумке Ильюшина, самолет должен был быть двухместным. Реальность Великой Отечественной показала, что Сергей Владимирович оказался полностью прав еще до 22 июня 1941 года. На заводах и предприятиях СССР Ил-2 был изготовлен в количестве 36 тысяч единиц всех модификаций.

Немецкие летчики прозвали Ил-2 «Бетонным самолетом» из-за сложностей сбить его из-за брони, а немецкие пехотинцы за огневую мощь и широкий арсенал вооружения прозвали Ил-2 «Черная смерть».

Наряду со средним танком Т-34, пистолетом-пулеметом ППШ-41 красноармейцев и БМ-13 «Катюша», штурмовик Ил-2 является одним из символов Победы Советского Союза не только в Великой Отечественной, но и во Второй мировой войнах.

«Ил» над Берлином

Советский средний бомбардировщик ДБ-3, сконструированный Сергеем Ильюшиным, был переименован в Ил-4. В количестве 15 боевых машин этого типа летчики морской авиации Балтийского флота под командованием полковника Евгения Преображенского тремя группами в ночь на 8 августа 1941 года совершили дерзкий налет на столицу гитлеровской Германии – Берлин. Эта операция была ответом на начавшиеся налеты на советскую столицу Москву 22 июля 1941 года.

Готовиться к такой операции начали в начале августа, летали несколько раз на разведку маршрутов вплоть до самого Берлина. Путь к вражеской столице занимал три часа полета над Балтийском морем вдали от берега, чтобы не быть обнаруженными.

Советский налет на Берлин стал полной неожиданностью для военно-политического руководства Германии. На Берлин советские летчики на Ил-4 совершили 86 самолето-вылетов, сбросили более 35 тонн бомб, а также более 30 контейнеров с агитационными листовками и газетами.

Производство самолетов

В годы Великой Отечественной войны самолеты конструкции  Сергея Ильюшина внесли весомый вклад в дело приближения Великой Победы. Авиационный парк советских ВВС среди всех типов самолетов чуть более чем на 30 % состоял из самолетов марки «Ил». Самолеты были надежны, просты в освоении и производстве. ОКБ «Ил» стало первым предприятием, которое уже осенью 1943 года стало вести проектные работы по разработке гражданских самолетов, кроме военных. Плодом этой немаловажной работы стал Ил-12, который совершил первый полет в августе победного 1945 года, а его выпуск по завершении госиспытаний был начат осенью 1946 года.

Главным шеф-пилотом ОКБ «Ил» был известный и опытный летчик-испытатель и рекордсмен Владимир Коккинаки. Кроме самолетов Ил-4 он испытывал и другие послевоенные самолеты конструкции Ильюшина: Ил-22, Ил-28, Ил-30, Ил-46, Ил-54, а также и средние и дальнемагистральные пассажирские самолеты, такие как Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62 и массу других модификаций этих самолетов, которые тысячами трудились на благо нашей страны.

Межконтинентальный дальнемагистральный пассажирский турбореактивный самолет Ил-62 начали использовать в 1967 году, и он был настоящим флагманом «Аэрофлота» в период 60–70-х годов ХХ века и стал последним летательным аппаратом, в проектировании которого принимал участие Сергей Ильюшин, а эксплуатировались они вплоть до начала 2000-х.

Артефакты Музея Победы

В экспозиции филиала Музея Победы «Г.О.Р.А.» – «Главные оружейные реликвии армии» под открытым небом представлены уникальные образцы авиационной техники стран – участниц Второй мировой и Великой Отечественной войн. Среди экспонатов авиационной техники особое место занимают самолеты Сергея Ильюшина.

Штурмовик Ил-2 3-й серии из экспозиции входил в 1941 году в состав 66-го штурмового авиационного полка Киевского особого военного округа, а легендарный бомбардировщик Ил-4 принадлежал 10-му бомбардировочному авиационному полку 9-й Воздушной армии Приморской группы войск на Дальнем Востоке.

Музейный Ил-4 был найден в Приморском крае. Он был восстановлен из собственных комплектующих, найденных на месте аварии, а благодаря заводскому номеру – № 17404 – удалось установить его историю. Эта боевая машина была изготовлена в городе Комсомольске-на-Амуре на заводе № 126 в 1945 году. Самолет принимал участие в боевых действиях против милитаристской Японии в августе 1945 года. Во время боевого вылета летчик совершил вынужденную посадку из-за повреждения двигателя в районе села Муравейка Анучинского района Приморского края, где он и пролежал до 1993 года.

Тогда его нашел бывший военный летчик Владимир Сафронов в уссурийской тайге. С помощью двух вертолетов Ми-8 фюзеляж бомбардировщика, двигатели и найденные неподалеку комплектующие самолета были перевезены на аэродром «Барановский». Владимир Сафронов принял решение о восстановлении и реставрации Ил-4 в память о своем отце – ветеране войны Василии Григорьевиче Сафронове. Благодаря его действиям и помощи его родственников самолет был восстановлен и 1 октября 2005 года занял свое место в составе авиационного раздела экспозиции филиала «Г.О.Р.А.», где собрано свыше 400 образцов уникальных экспонатов.

#ам_ак

Первый налет нацистской авиации на Москву
Первый налет нацистской авиации на Москву

В ночь с 21 на 22 июля 1941 года, спустя месяц после начала Великой...

22.07.2024

Страницы истории

«Большой вальс» немцев в Москве
«Большой вальс» немцев в Москве

80 лет назад 17 июля в Москве, в честь крупнейших побед Красной Армии в...

17.07.2024

Страницы истории

История «Катюши»
История «Катюши»

14 июля 1941 года в ходе Смоленской оборонительной операции состоялось первое применение реактивных систем...

14.07.2024

Лента новостей

Окончательный перелом в Курской битве
Окончательный перелом в Курской битве

Сражение под Прохоровкой продолжалось с 9 по 17 июля 1943 года и стало пиком...

12.07.2024

Лента новостей

Ключевое событие Второй мировой
Ключевое событие Второй мировой

5 июля 1943 года началась Курская битва, одно из важнейших сражений Великой Отечественной войны,...

05.07.2024

Страницы истории

Освобождение Минска
Освобождение Минска

3 июля 1944 года отмечают освобождение Минска Красной Армией: войсками 1-го Белорусского фронта Константина...

03.07.2024

Страницы истории

Первый налет нацистской авиации на Москву
Страницы истории
Первый налет нацистской авиации на Москву
22.07.2024
«Большой вальс» немцев в Москве
Страницы истории
«Большой вальс» немцев в Москве
17.07.2024
История «Катюши»
Лента новостей
История «Катюши»
14.07.2024
Окончательный перелом в Курской битве
Лента новостей
Окончательный перелом в Курской битве
12.07.2024
Ключевое событие Второй мировой
Страницы истории
Ключевое событие Второй мировой
05.07.2024
Освобождение Минска
Страницы истории
Освобождение Минска
03.07.2024
День Независимости Республики Беларусь
Страницы истории
День Независимости Республики Беларусь
03.07.2024
День партизан и подпольщиков
Страницы истории
День партизан и подпольщиков
29.06.2024
В ознаменование Победы Советского Союза
Страницы истории
В ознаменование Победы Советского Союза
24.06.2024
Священный Парад
Страницы истории
Священный Парад
24.06.2024
Операция «Багратион»
Страницы истории
Операция «Багратион»
23.06.2024
День начала Великой Отечественной
Страницы истории
День начала Великой Отечественной
22.06.2024
Первому автомату Калашникова — 75 лет
Страницы истории
Первому автомату Калашникова — 75 лет
18.06.2024
Открытие второго фронта во Франции
Страницы истории
Открытие второго фронта во Франции
06.06.2024
Раздел Берлина на оккупационные зоны
Страницы истории
Раздел Берлина на оккупационные зоны
05.06.2024
Неравный бой пограничников
Страницы истории
Неравный бой пограничников
28.05.2024
Легендарный пистолет Макарова
Страницы истории
Легендарный пистолет Макарова
22.05.2024
Первая награда Великой Отечественной
Страницы истории
Первая награда Великой Отечественной
20.05.2024
Вывод советских войск из Афганистана
Страницы истории
Вывод советских войск из Афганистана
15.05.2024
День освобождения Крыма
Страницы истории
День освобождения Крыма
12.05.2024