Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Выдающийся «Ил»

1042

Выдающийся «Ил» 01.01.1965 Советский авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин (1894-1977 г. г.). Фото: Анатолий Сергеев-Васильев / РИА Новости

130 лет назад 31 марта родился один из самых прославленных советских авиационных конструкторов ХХ столетия, создавший десятки военных и гражданских летательных аппаратов, известных по всему миру благодаря конструкторскому бюро, созданному им – трижды Героем Социалистического труда Сергеем Владимировичем Ильюшиным.

Новатор отечественной авиации

Самолеты «Ил» занимают особое место в истории не только нашей авиации, но и мировой школы самолетостроения. Сергей Владимирович обладал характерной чертой, во многом присущей только ему: любой самолет, за создание которого он брался в одиночку или с группой конструкторов, обладал новаторскими и прорывными решениями в инженерии.

Сергей Владимирович считал принципиальным моментом для себя, как для конструктора, организовать работу и конструирование так, чтобы сразу решить вопросы и предвидеть всевозможные ситуации, связанные с постройкой и эксплуатацией летательного аппарата. Проекты самолетов очень глубоко прорабатывались и во многом опережали свое время и выстраивали авиационную промышленность на десятилетия вперед, включая еще и задел для модифицирования уже имеющихся самолетов благодаря научно-техническому прогрессу.

За свою многолетнюю и плодотворную работу конструкторское бюро авиакомплекса «Ил» разработало более двух сотен и сконструировало почти 130  типов летательных аппаратов и самолетов, а всего с момента создания и до наших дней концерн изготовил более 120 типов разных летательных аппаратов и выпустил свыше 65 тысяч самолетов под маркой «Ил».

Самый массовый «Ил»

В довоенное время Сергей Владимирович активно разрабатывал и конструировал авиационную технику. Его первенцем стал экспериментальный бомбардировщик ЦКБ-26, далее был бомбардировщик ДБ-3, который позже станет легендарным Ил-4. А самым знаковым самолетом Сергея Владимировича в годы Великой Отечественной войны, который стал самым массовым самолетом в ВВС Красной армии, стал легендарный штурмовик – Ил-2. Работы над его созданием активно шли с 1939 года. Самолет должен был стать настоящим «Летающим танком». Штурмовик  Ил-2, который приняли на вооружение 20 марта 1941 года и запустили в серийное производство, сочетал в себе прекрасное бронирование, хорошую управляемость, мощное и разноплановое ракетно-бомбовое и пушечное вооружение, а также неприхотливость в эксплуатации и относительно недорогой процесс изготовления. В течение войны машина в том числе видоизменялась и модифицировалась исходя из реалий и характера боевых действий.

Начало войны «Илы» встретили одноместными, как настаивали военные, говоря о том, что надежно истребители будут прикрывать штурмовики, хотя, по задумке Ильюшина, самолет должен был быть двухместным. Реальность Великой Отечественной показала, что Сергей Владимирович оказался полностью прав еще до 22 июня 1941 года. На заводах и предприятиях СССР Ил-2 был изготовлен в количестве 36 тысяч единиц всех модификаций.

Немецкие летчики прозвали Ил-2 «Бетонным самолетом» из-за сложностей сбить его из-за брони, а немецкие пехотинцы за огневую мощь и широкий арсенал вооружения прозвали Ил-2 «Черная смерть».

Наряду со средним танком Т-34, пистолетом-пулеметом ППШ-41 красноармейцев и БМ-13 «Катюша», штурмовик Ил-2 является одним из символов Победы Советского Союза не только в Великой Отечественной, но и во Второй мировой войнах.

«Ил» над Берлином

Советский средний бомбардировщик ДБ-3, сконструированный Сергеем Ильюшиным, был переименован в Ил-4. В количестве 15 боевых машин этого типа летчики морской авиации Балтийского флота под командованием полковника Евгения Преображенского тремя группами в ночь на 8 августа 1941 года совершили дерзкий налет на столицу гитлеровской Германии – Берлин. Эта операция была ответом на начавшиеся налеты на советскую столицу Москву 22 июля 1941 года.

Готовиться к такой операции начали в начале августа, летали несколько раз на разведку маршрутов вплоть до самого Берлина. Путь к вражеской столице занимал три часа полета над Балтийском морем вдали от берега, чтобы не быть обнаруженными.

Советский налет на Берлин стал полной неожиданностью для военно-политического руководства Германии. На Берлин советские летчики на Ил-4 совершили 86 самолето-вылетов, сбросили более 35 тонн бомб, а также более 30 контейнеров с агитационными листовками и газетами.

Производство самолетов

В годы Великой Отечественной войны самолеты конструкции  Сергея Ильюшина внесли весомый вклад в дело приближения Великой Победы. Авиационный парк советских ВВС среди всех типов самолетов чуть более чем на 30 % состоял из самолетов марки «Ил». Самолеты были надежны, просты в освоении и производстве. ОКБ «Ил» стало первым предприятием, которое уже осенью 1943 года стало вести проектные работы по разработке гражданских самолетов, кроме военных. Плодом этой немаловажной работы стал Ил-12, который совершил первый полет в августе победного 1945 года, а его выпуск по завершении госиспытаний был начат осенью 1946 года.

Главным шеф-пилотом ОКБ «Ил» был известный и опытный летчик-испытатель и рекордсмен Владимир Коккинаки. Кроме самолетов Ил-4 он испытывал и другие послевоенные самолеты конструкции Ильюшина: Ил-22, Ил-28, Ил-30, Ил-46, Ил-54, а также и средние и дальнемагистральные пассажирские самолеты, такие как Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62 и массу других модификаций этих самолетов, которые тысячами трудились на благо нашей страны.

Межконтинентальный дальнемагистральный пассажирский турбореактивный самолет Ил-62 начали использовать в 1967 году, и он был настоящим флагманом «Аэрофлота» в период 60–70-х годов ХХ века и стал последним летательным аппаратом, в проектировании которого принимал участие Сергей Ильюшин, а эксплуатировались они вплоть до начала 2000-х.

Артефакты Музея Победы

В экспозиции филиала Музея Победы «Г.О.Р.А.» – «Главные оружейные реликвии армии» под открытым небом представлены уникальные образцы авиационной техники стран – участниц Второй мировой и Великой Отечественной войн. Среди экспонатов авиационной техники особое место занимают самолеты Сергея Ильюшина.

Штурмовик Ил-2 3-й серии из экспозиции входил в 1941 году в состав 66-го штурмового авиационного полка Киевского особого военного округа, а легендарный бомбардировщик Ил-4 принадлежал 10-му бомбардировочному авиационному полку 9-й Воздушной армии Приморской группы войск на Дальнем Востоке.

Музейный Ил-4 был найден в Приморском крае. Он был восстановлен из собственных комплектующих, найденных на месте аварии, а благодаря заводскому номеру – № 17404 – удалось установить его историю. Эта боевая машина была изготовлена в городе Комсомольске-на-Амуре на заводе № 126 в 1945 году. Самолет принимал участие в боевых действиях против милитаристской Японии в августе 1945 года. Во время боевого вылета летчик совершил вынужденную посадку из-за повреждения двигателя в районе села Муравейка Анучинского района Приморского края, где он и пролежал до 1993 года.

Тогда его нашел бывший военный летчик Владимир Сафронов в уссурийской тайге. С помощью двух вертолетов Ми-8 фюзеляж бомбардировщика, двигатели и найденные неподалеку комплектующие самолета были перевезены на аэродром «Барановский». Владимир Сафронов принял решение о восстановлении и реставрации Ил-4 в память о своем отце – ветеране войны Василии Григорьевиче Сафронове. Благодаря его действиям и помощи его родственников самолет был восстановлен и 1 октября 2005 года занял свое место в составе авиационного раздела экспозиции филиала «Г.О.Р.А.», где собрано свыше 400 образцов уникальных экспонатов.

#ам_ак

В ознаменование Победы
В ознаменование Победы

30 апреля 1945 года в Берлине советские воины водрузили над Рейхстагом Знамя Победы. 79...

30.04.2024

Страницы истории

Важная победа
Важная победа

20 апреля 2024 года — 82-ая годовщина окончания Ржевско-Вяземской стратегической наступательной операции, считающейся многими...

20.04.2024

Страницы истории

День единых действий в память о геноциде
День единых действий в память о геноциде

19 апреля в России отмечают памятную дату - День единых действий в память о...

19.04.2024

Страницы истории

Герои Советского Союза в исторической летописи Росгвардии
Герои Советского Союза в исторической летописи Росгвардии

16 апреля 1934 года Постановлением ЦИК СССР в Советском Союзе было установлено звание «Герой...

16.04.2024

Страницы истории

На Берлин!
На Берлин!

Берлин: последний бой – он трудный самый            Берлинская операция стала одной из самых коротких...

16.04.2024

Лента новостей

Звание Героя Советского Союза
Звание Героя Советского Союза

«За проявленное мужество, упорство и героизм достоин присвоения звания «Героя Советского Союза», – указывалось...

16.04.2024

Страницы истории

В ознаменование Победы
Страницы истории
В ознаменование Победы
30.04.2024
Важная победа
Страницы истории
Важная победа
20.04.2024
День единых действий в память о геноциде
Страницы истории
День единых действий в память о геноциде
19.04.2024
Герои Советского Союза в исторической летописи Росгвардии
Страницы истории
Герои Советского Союза в исторической летописи Росгвардии
16.04.2024
На Берлин!
Лента новостей
На Берлин!
16.04.2024
Звание Героя Советского Союза
Страницы истории
Звание Героя Советского Союза
16.04.2024
Освобождение Симферополя
Страницы истории
Освобождение Симферополя
14.04.2024
Освобождение Кёнингсберга
Лента новостей
Освобождение Кёнингсберга
09.04.2024
Легендарный автомат АКМ
Страницы истории
Легендарный автомат АКМ
08.04.2024
Крымская наступательная операция
Страницы истории
Крымская наступательная операция
08.04.2024
Учреждение ордена Красной Звезды
Страницы истории
Учреждение ордена Красной Звезды
06.04.2024
Вышли на государственную границу Советского Союза
Страницы истории
Вышли на государственную границу Советского Союза
26.03.2024
Звание Героя Российской Федерации
Страницы истории
Звание Героя Российской Федерации
20.03.2024
Проскурово-черновицкая наступательная операция
Страницы истории
Проскурово-черновицкая наступательная операция
14.03.2024
Уманско-Ботошанская наступательная операция. Часть 2
Страницы истории
Уманско-Ботошанская наступательная операция. Часть 2
06.03.2024
Уманско-Ботошанская наступательная операция. Часть 1
Страницы истории
Уманско-Ботошанская наступательная операция. Часть 1
05.03.2024
80-летие главных морских наград
Страницы истории
80-летие главных морских наград
03.03.2024
Пушка «Данглиз-Шнейдера»: француженка на русской службе
Страницы истории
Пушка «Данглиз-Шнейдера»: француженка на русской службе
26.02.2024
Выполнили свой интернациональный долг
Страницы истории
Выполнили свой интернациональный долг
15.02.2024
Освобождение Будапешта
Страницы истории
Освобождение Будапешта
13.02.2024