26 июня 1945 года было учреждено звание Генералиссимуса Советского Союза. С этой знаменательной даты прошло 80 лет. Звание «генералиссимус» (что с латинского означает «самый главный») в отечественной военной истории было и остается одним из самых редких. Всего пять человек были удостоены этого высшего воинского чина (звания).
В России его узаконил Петр I. Так, в Уставе воинском (1716) говорилось: «Сей чин коронованным главам и великим владетельным принцам только надлежит, а иначе тому, чье войско. В небытии же своем оный команду дает всем войском своим генерал-фельдмаршалу».
Впрочем, еще до официальной регламентации первым русским генералиссимусом Петр I назначил боярина А. С. Шеина, командовавшего всеми сухопутными войсками во время второго Азовского похода (1696).
Следующим «Патент на титул Генералиссимуса» получил из рук Петра II в 1727 году князь А. Д. Меншиков, с именем которого связаны многие победы молодой регулярной русской армии над шведскими войсками короля Карла XII во время Северной войны (1700–1721).
Титул генералиссимуса в 1740 году был пожалован отцу нецарствующего младенца Иоанна VI и супругу правительницы Анны Леопольдовны — Антону Ульриху Брауншвейгскому, который не имел никаких военных заслуг.
Из всех российских генералиссимусов высший воинский чин своими славными победами заслужил только Александр Васильевич Суворов, получивший его в 1799 году за Итальянский и Швейцарский походы. Кстати, и в этот раз было соблюдено петровское требование. Незадолго до принятия Павлом I решения о производстве полководца в генералиссимусы король Сардинии пожаловал Александра Васильевича титулами «гранд» и «принц королевской крови». Это было сделано для того, чтобы подчеркнуть выдающиеся заслуги полководца перед Россией и в знак признания его авторитета в Европе.
После смерти А. В. Суворова и до последнего дня существования Российской империи ни одному из военачальников высшее воинское звание больше не присваивалось. И только победоносное завершение Великой Отечественной войны 1941–1945 годов привело к появлению первого и последнего советского генералиссимуса.
Короткий указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1945 года предписывал: «Установить высшее воинское звание — Генералиссимус Советского Союза, — персонально присваиваемое Президиумом Верховного Совета СССР за особо выдающиеся заслуги перед Родиной в деле руководства всеми вооруженными силами государства во время войны». На следующий день оно было присвоено И. В. Сталину.
Интересно отметить, что с учреждением высокого звания, интендантской службой Красной Армии разрабатывались варианты соответствующих мундиров. Однако официально они так и не были утверждены. Один из таких курьезных случаев в своих мемуарах описывал генерал С. М. Штеменко:
«Как-то, прибыв на доклад в Кремль, мы с А. И. Антоновым встретили в приемной Сталина главного интенданта Красной Армии генерал-полковника П. И. Драчева. Он был одет в пышную военную форму неизвестного нам покроя. Мундир был сшит по модели времен Кутузова, с высоким стоячим воротником. Брюки же выглядели по-современному, но блистали позолоченными лампасами. Когда, удивленные столь опереточным нарядом, мы остановились и посмотрели на странный костюм, Драчев тихо сказал нам: «Новая форма для Генералиссимуса…»
В кабинете у Сталина находились члены Политбюро. Докладывал начальник Тыла генерал армии А. В. Хрулев. Закончив доклад, он попросил разрешения показать присутствующим новую военную форму. И. В. Сталин был в отличном настроении и сказал: «Давайте, вот и Генштаб посмотрит». Дали знак в приемную. Вошел П. И. Драчев. И. В. Сталин окинул его беглым взглядом и помрачнел. Видимо, он догадался, что это за форма.
— Кого это вы собираетесь так одевать? — спросил он А. В. Хрулева, слегка кивнув в направлении главного интенданта.
— Это предлагаемая форма для Генералиссимуса, — ответил А. В. Хрулев.
— Для кого? — переспросил Сталин.
— Для вас, товарищ Сталин…
Верховный главнокомандующий велел Драчеву удалиться, а сам, не стесняясь присутствующих, разразился длинной и гневной тирадой. Он протестовал против особого возвышения его личности, говорил, что это неумно, что никак не ожидал того от начальника Тыла…»
И. В. Сталин продолжал носить китель с погонами Маршала Советского Союза, как, собственно, и не носил «Золотую Звезду» Героя Советского Союза (указ о награждении был издан также 26 июня 1945 года), которую художники и фотографы тщательно «пририсовывали» на портретах вождя.
Формально высшее воинское звание «Генералиссимус Советского Союза» просуществовало вплоть до 1993 года и было упразднено в ходе введения в действие Временного устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
#ак_еб