В Музее Победы в рамках программы «Школьный музей Победы» состоялось открытие выставки, приуроченной ко Дню московского народного ополчения, «Огненный путь». Экспозиция подготовлена при участии «Музея Боевой Славы» школы № 3 города Смоленска. Его руководитель Ольга Голобокова в интервью РИА «Победа РФ» рассказала школьном музее и об участии в проекте Музея Победы.
— Ольга Андреевна, расскажите о впечатлениях, об открытии выставки, о Музее Победы.
Выставка в Музее Победы нашего школьного музея — итог многолетнего труда педагогов и учащихся, высокая оценка этого труда. Как много школьных музеев попросту погибло в лихолетье, как много ценнейших материалов было утрачено. Наш музей выстоял благодаря мужеству педагогов, когда пытались отнять наиболее ценные экспонаты для частных коллекций под видом «изъятия», отобрать помещение…
Сам Музей Победы и Поклонная гора производят впечатление мощи, твердостояния. Еще раз утверждаешься в нерушимой мощи страны и праведности бранного пути нашего Отечества.
Необыкновенно торжественная атмосфера царила на открытии совместной выставки музеев школы № 1539 г. Москва и школы № 3 г. Смоленска. Ребята очень волновались, но были необыкновенно серьезны.
— Насколько значимо, что в Музее Победы представлены экспонаты вашего школьного музея?
Представление в главном музее страны экспонатов школьного музея — очень значительное событие. Очень почетное и ответственное задание.
Мы действительно вписываем свою строку в героическую историю страны. Не только прославленные командармы, но и безвестные защитники Смоленска выходят из сухих сводок донесений, обретают дух, встают рядом с воинами-ополченцами, с защитниками Москвы, Сталинграда… Их бессмертные образы своим примером с витрин и плакатов вновь сражаются за жизнь и будущее наших юных поколений.
Огромная благодарность бывшим руководителям музея Н. К. Кузьменковой, М. В. Терещенковой, бывшему учителю, поэту, члену поискового отряда «Переправа» А. И. Якуненкову. Мы сохранили! Мы выстояли! И вот сегодня мы имеем честь представить свой музей Боевой Славы на площадке Музея Победы.
— Расскажите о сотрудничестве с Музеем Победы.
К сожалению, наше сотрудничество с Музеем Победы только началось, но хочется надеяться, что это сотрудничество продолжится и подарит нам участие в других интересных, важных творческих проектах. Ведь приобщение к деятельности такого серьезного музея обогащает нас новыми формами и приемами работы, современными видами музейной деятельности, открывает перспективы развития и, конечно, вызывает неподдельный интерес у ребят, восторженное и одновременно трепетное отношение как к экспонатам, так и к истории Отечества.
— В вашей семье были фронтовики?
Мою семью война никак не могла обойти стороной — мои «оттич и дедич» жили на Смоленщине и Брянщине, здесь же встретили врага, ушли на фронт в первые дни войны.
Бабушка, пережив две волны оккупации родной деревни, ушла на фронт в 15 лет, с несколькими бойцами прорывалась из окружения на Калининском фронте, получила тяжелую контузию, с первых дней освобождения родной земли поднимала колхозы.
Дед стоял в обороне Ленинграда, брал Кенигсберг, другой дед потерял ноги после плена, прадед вернулся с войны с тяжелым заболеванием легких, другой прадед лег подо Ржевом и, по словам поэта, «ни петлички, ни лычки с гимнастерки моей» — о судьбе Анищенкова Романа Кондратьевича мы до сих пор не знаем ничего, кроме скупых строк документа «пропал без вести».
Поэтому работу в школьном музее Боевой Славы я рассматриваю как дань памяти и своим родным — защитникам Отечества, Солдатам Победы.
— Расскажите о вашем школьном музее.
Инициаторами создания музея стали ученики, педагоги, ветераны 152-й стрелковой дивизии 16-й армии: братья-фронтовики Лыткины, командующий генерал-майор Петр Николаевич Чернышов, Герой Советского Союза гвардии генерал-лейтенант Василий Александрович Мишулин.
Основной фонд музея — подлинные фотографии, личные вещи, воспоминания защитников Смоленска, образцы вооружения времен Великой Отечественной войны.
В нашу школу приезжали ветераны, встречались с учениками, рассказывали о сражениях, писали письма музею, присылали сувениры, дарили фотографии, учащиеся ходили с учителями в походы по местам боев, красные следопыты отыскивали предметы военного времени и материалы о защитниках Смоленска — так формировался основной фонд музея.
Музей стал местом встреч учащихся и педагогов с ветеранами, местом встреч однополчан, местом проведения уроков мужества, кинолекториев, семинаров по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.
За годы работы музея в нем побывало более 35 тысяч посетителей, многие из которых оставили благодарные записи в «Книге отзывов».
В постоянной экспозиции музея представлены фотографии оккупированного Смоленска, образцы вооружения Красной армии и нацистской Германии периода начала Великой Отечественной войны, индивидуальные и групповые фотографии, личные вещи бойцов и командиров 16-й армии.
Основная экспозиция нашего музея посвящена героически погибшей прославленной 152-й стрелковой дивизии, «на долю которой выпало в те дни тяжелое испытание: в наступательных боях быть в авангарде, а при отходе — в арьергарде». Ведь это она одна из первых вела ожесточенные уличные бои в Смоленске с немцами.
Вторая часть экспозиции получила название по строке из стихотворения ветерана 222 СД Василия Денисовича Бунчука «За эту землю дважды шли мы в бой…» и посвящена освобождению Смоленщины от немецко-нацистских захватчиков в сентябре 1943 года.
Музей хранит материалы о воинах-освободителях 222-й Смоленско-Бранденбургской Краснознаменной ордена Суворова стрелковой дивизии.
Бесценный экспонат музея — полковое знамя 774-го стрелкового полка 222 СД, переданное ветеранами. 774-й стрелковый полк прошел всю войну, участвовал в обороне Москвы, в освобождении Смоленска, Минска, городов Европы.
— Ольга Андреевна, а какая работа проводится в музее с учащимися?
В нашем музее регулярно проходят уроки мужества, кинолектории, театрализованные представления, приуроченные к знаменательным датам Великой Отечественной войны, встречи с поисковиками, реконструкторами, где звучат отрывки из воспоминаний ветеранов, стихотворения поэтов-фронтовиков и учащихся школы.
Важным датам в истории Великой Отечественной войны посвящаются кинолектории из цикла «Память времени»: «Битва за Москву», «Непобежденные», «Главная высота России». Уроки мужества из цикла «Дневники войны»: «Родная столица за нами!», «Блокадная тетрадь», «Он защищал Сталинград», «Сентябрь... Двадцать пятое число...», «Цена жизни», «Я внук того Солдата».
Разработан экскурсионный цикл «История одного экспоната», в который входит литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов «Солдатская фляга».
На основе фондовых материалов музея (писем, воспоминаний, фотографий, учетных карточек ветеранов) подготавливаются новые экскурсионные циклы, создаются интересные проекты, пишутся стихотворения и сочинения для всероссийских конкурсов.
Сегодня музей, стремясь к сохранению исторической памяти, приобщая учащихся к традиционным российским ценностям, ищет новые формы работы, открывает новые темы.
— Насколько важно, с вашей точки зрения, вовлекать школьников в музейное дело и сохранение памяти?
Ответ на этот вопрос однозначен. На фоне вызовов современности, на фоне попыток переписать историю и итоги Великой Отечественной войны, умалить подвиг нашего народа, победившего нацизм, деятельность школьного военно-патриотического музея — один из способов приобщения учащихся к исторической памяти.
Музейное пространство — одно из мест, где в сознании подростков идет формирование образа Российского государства как хранителя и защитника традиционных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, место противодействия распространению деструктивной идеологии и одно из притягательных мест школы, где учащиеся могут не только прикоснуться к живой истории Отечества, но и вписать свою строку в летопись родного края, раскрыть свои способности и таланты.
— Какие задачи, планы у вашего музея на этот год?
Готовясь к выставке в Музее Победы, мы буквально перелопатили весь архив школьного музея, обратились к фондам областного архива, где хранятся материалы, переданные в 1970-х гг. из нашего музея, и открыли уникальные материалы: целые тетради воспоминаний ветеранов об обороне Смоленска. Изучение этих материалов — одна из главных задач музея на ближайшее время.
# ак