Участник курсов повышения квалификации «Противодействие фальсификации отечественной истории в информационной среде. Методы борьбы» Академии Музея Победы, научный сотрудник мемориального музея-заповедника истории политических репрессий «Пермь-36» Павел Аликин в интервью РИА «Победа РФ» рассказал о полученном опыте и сохранении исторической памяти.
— Павел, поделитесь впечатлениями о Музее Победы.
Я первый раз в Музее Победы. Конечно, очень впечатлен масштабами, объемами той работы, которую сделали, вложили в выставки, экспозиции. Это музей общероссийского значения, потому что у нас сейчас Год защитника Отечества, и, в принципе, эта тема очень важна для общества. Тут ее на очень высоком уровне подают. Нам показывают, к чему стоит стремиться и в регионах.
— Были среди ваших родственников участники Великой Отечественной войны?
Конечно, как и у всех россиян. Я историю своей семьи знаю достаточно хорошо. Могу похвастаться тем, что я один из немногих людей, у кого живой, здравствующий, активно работающий в науке дедушка 99 лет, который является участником Великой Отечественной войны. Он научный сотрудник, химик, был заведующим кафедрой и занимался как раз оборонными технологиями. Сначала он работал в Пермском государственном университете, впоследствии в Пермской фармацевтической академии и в Пермском политехническом институте. Он занимался водородом в металлах и до сих пор активно пишет статьи, связанные с наукоемкими технологиями. Конечно, я от него получил многое, он большое на меня духовное влияние оказал.
— Расскажите, первый ли раз вы на подобных курсах, что нового узнали, может быть, что-то уже почерпнули для своей дальнейшей работы?
Мы приехали на эти курсы с коллегой, нашим методистом и тоже научным сотрудником Елизаветой Юдкиной. И, конечно, ей тоже очень интересно с методической точки зрения. Мы подробно изучили с экскурсией экспозиции «Подвиг Народа» и «Битва за Москву». Посмотрели театрализованные форматы, посмотрели мультимедиатехнологии в этих выставках. Конечно, у нас в Пермском музее-заповеднике нет возможности на таком уровне такие масштабные экспозиции делать, но определенные методы работы с посетителем, особенно в том, что касается информации, документов на стенах, подачи материала для помещений, мы уже взяли на заметку и будем определенно использовать. Учитывая, что мы работаем со сложными страницами истории. У нас музей больше не про героическое, а про трагическое, потому что музей на территории бывшей колонии создан.
— Насколько, по вашему мнению, актуальна сегодня тема борьбы с фальсификацией истории?
Тема исключительно актуальна, потому что у нас достаточно много десятилетий, наверное с 80-х годов, картина мира граждан формировалась во многом на западных источниках. Если открыть школьные учебники 90-х, нулевых годов, мы нередко увидим формулировки, совершенно не соответствующие действительности, переписывание истории, замалчивание неудобных фактов. Конечно, это было реакцией на советскую государственную политику, но, естественно, инспирировалось из Запада в большой степени. Когда я был студентом, лет 10–12 назад, у нас, конечно, читали «Википедию» гораздо чаще, чем, скажем, советские исторические книги. Соответственно, картина мира изменялась. Среди лекций и занятий, которые мы посетили, особенно я бы выделил Ивана Ивановича Басика и Александра Александровича Здановича, крупнейших специалистов по военной истории. Они говорят о том, что очень актуальна эта тема именно для работы с современным молодым поколением россиян.
— Важны ли для вас такие встречи, обмен опытом с представителями музеев других регионов?
Живое общение — это очень хорошо всегда, потому что мы можем зайти на сайт, переписываться с людьми, но пока мы их не увидим, не услышим, не поймем, над какими конкретно проблемами работают коллеги, продуктивность будет гораздо ниже у нашего взаимодействия. И мы благодарны Музею Победы за то, что стали участниками программы Международного фестиваля правильного кино. Вот я лично всего два кинопоказа провел на два класса в школах, но наш заведующий научным отделом музея почти 750 зрителей за прошлый год охватил с фильмом Виктории Баженовой о блокаде. Также мы вошли в проект «Территория Победы», потому что, опять же, специфика нашего музея, что это бывшее исправительное учреждение, и у нас есть тема инженеров и конструкторов, необоснованно осужденных, впоследствии реабилитированных, которые в годы войны работали в особых конструкторских бюро. И вот сейчас мы увидели их разработки в качестве музейных экспонатов в московском Музее Победы. Это нас очень порадовало, что и пермские пушки тут есть.
#нп