Наталья Ляткина — внучка участника Великой Отечественной войны Федора Замшилова — в интервью агентству РИА «Победа РФ» рассказала о том, чему ее научил дедушка, какие реликвии после себя оставил и почему среди них нет медалей.
— Наталья, почему вы решили передать биографию своего дедушки в депозитарий «Лица Победы»?
Мне давно хотелось, чтобы про подвиги моего деда узнали, чтобы память о нем жила вечно. Недавно я впервые посетила Музей Победы. Мы с мужем прошли по всем экспозициям, и нас пробрало до мурашек... Я увидела проект «Лица Победы» и сразу решила, что мой дедушка должен быть среди этих героев! Рада, что теперь кто-то еще может узнать его историю и погордиться.
— Каким вы помните своего дедушку?
В детстве я каждое лето проводила с дедушкой и бабушкой. Каждый раз, когда я приезжала к ним в деревню, забегала в комнату и с детским восторгом кричала: «Деда!» С его двухметровым ростом «деда» казался мне каким-то гигантом. Но очень добрым. Он всегда был в хорошем настроении, такой простой русский человек с открытой и светлой душой. Семья для дедушки была на первом месте — и он прививал всем нам эту ценность. Показывал, как важно быть всем вместе — даже в таких мелочах, как поход за грибами или ягодами. Я до сих пор с теплом вспоминаю эти семейные прогулки. Еще дедушка никогда никому не отказывал и помогал чем мог. К примеру, после войны он плел корзинки и раздавал нуждающимся.
— А про войну дедушка рассказывал?
Дедушка всегда был очень общительным, но избегал разговоров на военную тему. На любой мой вопрос о Великой Отечественной он отвечал: «Я видел много зла». Знаю, что на его глазах погибло много людей, и он не хотел рассказывать внукам такие страсти. Хотел уберечь наше детство от ужасов фашизма. Самое страшное, что я от него слышала, так это фразу: «Сколько в войну утонуло людей из-за того, что они просто не умели плавать!» Поэтому дедушка часто водил нас на пруд и учил держаться на воде. Но я единственная из четырех внуков, кто так и не научилась этому.
— В его послужном списке есть героические поступки. Например, он спас семью Константина Рокоссовского. Как вам удалось узнать эту историю?
Это одна их немногих историй, которую я слышала от него лично. Когда мне было 8 лет, дедушку пригласили в Москву на парад Победы. И он с моим папой разговаривал при мне на тему войны. Тогда я и узнала, что мой дедушка — герой, который спас семью Рокоссовского. Но сам он никогда не считал себя героем. «Я простой человек», — говорил он и считал, что любой нормальный мужчина на его месте поступил бы точно так же. Он был мужественным, но при этом очень скромным. Поэтому на парад в Москву он так и не поехал, счел себя недостойным этого.
— Есть семейные реликвии, которые Федор Иванович оставил после себя?
Целых две! Это подарки Константина Рокоссовского за спасение. Он подарил моему дедушке то, что уцелело: свой личный велосипед, швейную машинку «Зингер» и половинку бинокля. Велосипеда уже конечно нет, а вот «Зингер» и бинокль сохранились. Машинка работает до сих пор. Когда я была маленькой, дедушка учил меня шить на ней. И завещал мне ее.
— У Федора Ивановича много наград. Где они сейчас хранятся?
Я помню эти награды — в детстве любила их рассматривать. Они вызывали во мне трепетное чувство гордости за моего деда. Наград у него было очень много. То, что указано в «Лицах Победы», — маленькая толика от того, что было. Но сам он их никогда не носил, только лычки от медалей, и то все вместе никогда не надевал.
Когда дедушки не стало, сотрудники школьного музея в Суре попросили мою бабушку Агрофену Дмитриевну передать медали музею. Она, как простая русская женщина, согласилась. Сейчас, насколько мне известно, их передали в региональный музей Никольска.
Иногда мне хочется снова рассматривать дедушкины награды. Но, думаю, хорошо, что они сейчас в музее. Возможно, у кого-то екнет в груди при их виде. Даже если один человек проникнется и поймет их глубокий смысл, это будет уже большой плюс.
#ес_ик