Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Саламбеков Борис Константинович: «Железнодорожники умирали от усталости и голода»

592

Саламбеков Борис Константинович: «Железнодорожники умирали от усталости и голода» Уборка снега на Московском вокзале в Ленинграде в 1942 году. Фото: waralbum.ru

Легендарный железнодорожник, Герой Социалистического Труда, начальник Октябрьской железной дороги в годы Великой Отечественной войны Борис Константинович Саламбеков родился 25 декабря 1907 года в Тифлисе (ныне – Тбилиси). Из семьи служащего.

Учился на рабфаке, в Тифлисском техникуме, затем в Ленинградском институте транспорта.

В 1939 году Саламбекова назначили заместителем начальника Октябрьской железной дороги. В то время это была самая большая дорога по путевому развитию. Во время Великой Отечественной, в феврале 1942 года, Борис Константинович был назначен начальником этой железной дороги.

В 1943 году Саламбеков отличился при постройке железнодорожных веток к портам на Ладоге на «Большой земле» и от ладожского берега до осажденного Ленинграда внутри кольца окружения. Вся ответственность за эвакуацию людей и снабжение города продовольствием и военной техникой была возложена на 35-летнего Саламбекова.

Когда в январе 1943-го советские войска прорвали блокаду Ленинграда, по узкому коридору южнее Ладожского озера за короткое время была проложена новая железнодорожная линия. По ней поезда ходили под обстрелом врага. Борис Константинович предложил новую организацию движения по этой ветке – в одну ночь составы шли в Ленинград буквально вплотную друг к другу (на дистанции 100 - 200 метров), а на следующую ночь они возвращались обратно. В обычных условиях за короткую северную летнюю ночь по такой ветке могли бы пройти 3-4 поезда, а реально проходило от 30 до 35 составов. Вдоль дороги были расставлены «живые семафоры» – железнодорожники с фонариками и рациями, дававшие сигналы каждой поездной бригаде в зависимости от обстановки.

Однажды при бомбардировке железной дороги две крупные авиабомбы глубоко ушли в железнодорожную насыпь. Тогда Саламбеков рискнул пропустить все поезда по опасному участку, высадив людей из вагонов. При этом сам он поднялся в кабину паровоза, занял место машиниста и медленно повел первый эшелон. После того, как все поезда благополучно миновали это место, бомбы обезвредили.

В 1943 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Борису Константиновичу Саламбекову было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

После войны он возглавлял несколько железных дорог в разных уголках страны.

Конец 40-х – начало 50-го стал для легендарного железнодорожника самым тяжёлым этапом в его жизни – он оказался фигурантом так называемого «Ленинградского дела» против видных деятелей партии. Тогда целый ряд руководителей Ленинградской областной партийной организации обвинялись в контрреволюционной деятельности. 1 октября 1950 года они были приговорены к расстрелу. В расстрельном списке изначально находился и Саламбеков. Существует мнение, что благодаря вмешательству лично Иосифа Сталина герой обороны Ленинграда отделался только четырьмя годами забвения «за ряд грубых хозяйственных ошибок, допущенных в период работы в Ленинграде». Генерал-директора тяги I ранга, начальника Приволжского округа железных дорог и члена коллегии МПС перевели из членов партии в кандидаты и «сослали» главным инженером Фаянсовского отделения Московско-Киевской магистрали.

На новом месте по его инициативе организовали кольцевую езду локомотивов, что помогло значительно ускорить их оборот. Под руководством Саламбекова начали применять вождение тяжеловесных поездов. Он лично разработал инструкцию для локомотивных бригад, сам проводил опытные поездки, встречался с рабочими коллективами, а также читал лекции, выступал с докладами, в которых рассказывал о подвиге железнодорожников в дни блокады Ленинграда.

«Трудно говорить о прошлом. Особенно если вспоминать блокадные дни. Разве можно без волнения рассказывать о том, как умирали прямо на рабочем месте железнодорожники! И не только от пуль и осколков снарядов – от усталости и голода тоже», – вспоминал Борис Константинович.

Он умер 1 июля 1978 года в Москве, не пережив пятого инфаркта. Похоронен на Кунцевском кладбище в столице.

В депо Санкт-Петербург-пассажирский-Московский установлен памятник Саламбекову и мемориальная доска, а тепловоз ТЭП70БС производства АО «Коломенский завод» назван в его честь.

О самоотверженном труде, о личных достижениях советских людей, удостоенных звания Героя Социалистического Труда в военные и послевоенные годы, рассказывают материалы информационного экрана «Ими гордится страна» тематического раздела «Производство» экспозиции «Подвиг Народа».

#еу

Александр Маринеско: самый эффективный подводник
Александр Маринеско: самый эффективный подводник

Советский моряк-подводник, Герой Советского Союза. Лидер по суммарному тоннажу уничтоженных кораблей противника среди советских...

19.03.2023

Имена в летописи

Александр Покрышкин: трижды Герой СССР
Александр Покрышкин: трижды Герой СССР

Прославленный советский летчик-истребитель, новатор в тактике ведения воздушного боя, единственный трижды Герой СССР в...

06.03.2023

Имена в летописи

Василий Дытюк: от Киева до Берлина
Василий Дытюк: от Киева до Берлина

Командир танкового взвода 66-й гвардейской танковой бригады 12-го гвардейского танкового корпуса 2-й гвардейской танковой...

02.03.2023

Имена в летописи

Василий Филатов: Герой танкового фронта
Василий Филатов: Герой танкового фронта

Участник боев на реке Халхин-Гол и Великой Отечественной войны. Танкист, Герой Советского Союза. Василий...

28.02.2023

Имена в летописи

Смоленский партизан Батя
Смоленский партизан Батя

Коляда Никифор Захарович (09.02.1891 – 01.03.1955). Он окончил в 1915 году Московскую школу прапорщиков;...

21.02.2023

Имена в летописи

Подвиг одного Героя
Подвиг одного Героя

Лев Михайлович Доватор (1903–1941) 20 февраля 1903 года в селе Хотино Лепельского уезда Витебской...

20.02.2023

Имена в летописи

Александр Маринеско: самый эффективный подводник
Имена в летописи
Александр Маринеско: самый эффективный подводник
19.03.2023
Александр Покрышкин: трижды Герой СССР
Имена в летописи
Александр Покрышкин: трижды Герой СССР
06.03.2023
Василий Дытюк: от Киева до Берлина
Имена в летописи
Василий Дытюк: от Киева до Берлина
02.03.2023
Василий Филатов: Герой танкового фронта
Имена в летописи
Василий Филатов: Герой танкового фронта
28.02.2023
Смоленский партизан Батя
Имена в летописи
Смоленский партизан Батя
21.02.2023
Подвиг одного Героя
Имена в летописи
Подвиг одного Героя
20.02.2023
Маршал Тухачевский
Имена в летописи
Маршал Тухачевский
16.02.2023
Любовь Орлова
Имена в летописи
Любовь Орлова
11.02.2023
Композитор знаменитой песни про Катюшу
Имена в летописи
Композитор знаменитой песни про Катюшу
10.02.2023
Иван Королев: летчик-истребитель
Имена в летописи
Иван Королев: летчик-истребитель
10.02.2023
Леня Голиков: юный герой-антифашист
Имена в летописи
Леня Голиков: юный герой-антифашист
08.02.2023
Марат Казей: юный герой-антифашист
Имена в летописи
Марат Казей: юный герой-антифашист
08.02.2023
Алексей Смирнов: летчик-ас
Имена в летописи
Алексей Смирнов: летчик-ас
07.02.2023
Иван Савченко: пулеметчик-герой
Имена в летописи
Иван Савченко: пулеметчик-герой
06.02.2023
Александр Матросов
Имена в летописи
Александр Матросов
05.02.2023
Любовь Кулакова: чемпионка СССР против «Абверкоманды-103»
Имена в летописи
Любовь Кулакова: чемпионка СССР против «Абверкоманды-103»
04.02.2023
Герой подвига самопожертвования
Имена в летописи
Герой подвига самопожертвования
03.02.2023
Ульяна Громова
Имена в летописи
Ульяна Громова
31.01.2023
Олег Кошевой
Имена в летописи
Олег Кошевой
31.01.2023
Иван Жариков. От Халхин-Гола до Берлина
Имена в летописи
Иван Жариков. От Халхин-Гола до Берлина
30.01.2023