Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Саламбеков Борис Константинович: «Железнодорожники умирали от усталости и голода»

868

Легендарный железнодорожник, Герой Социалистического Труда, начальник Октябрьской железной дороги в годы Великой Отечественной войны Борис Константинович Саламбеков родился 25 декабря 1907 года в Тифлисе (ныне – Тбилиси). Из семьи служащего.

Учился на рабфаке, в Тифлисском техникуме, затем в Ленинградском институте транспорта.

В 1939 году Саламбекова назначили заместителем начальника Октябрьской железной дороги. В то время это была самая большая дорога по путевому развитию. Во время Великой Отечественной, в феврале 1942 года, Борис Константинович был назначен начальником этой железной дороги.

В 1943 году Саламбеков отличился при постройке железнодорожных веток к портам на Ладоге на «Большой земле» и от ладожского берега до осажденного Ленинграда внутри кольца окружения. Вся ответственность за эвакуацию людей и снабжение города продовольствием и военной техникой была возложена на 35-летнего Саламбекова.

Когда в январе 1943-го советские войска прорвали блокаду Ленинграда, по узкому коридору южнее Ладожского озера за короткое время была проложена новая железнодорожная линия. По ней поезда ходили под обстрелом врага. Борис Константинович предложил новую организацию движения по этой ветке – в одну ночь составы шли в Ленинград буквально вплотную друг к другу (на дистанции 100 - 200 метров), а на следующую ночь они возвращались обратно. В обычных условиях за короткую северную летнюю ночь по такой ветке могли бы пройти 3-4 поезда, а реально проходило от 30 до 35 составов. Вдоль дороги были расставлены «живые семафоры» – железнодорожники с фонариками и рациями, дававшие сигналы каждой поездной бригаде в зависимости от обстановки.

Однажды при бомбардировке железной дороги две крупные авиабомбы глубоко ушли в железнодорожную насыпь. Тогда Саламбеков рискнул пропустить все поезда по опасному участку, высадив людей из вагонов. При этом сам он поднялся в кабину паровоза, занял место машиниста и медленно повел первый эшелон. После того, как все поезда благополучно миновали это место, бомбы обезвредили.

В 1943 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Борису Константиновичу Саламбекову было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

После войны он возглавлял несколько железных дорог в разных уголках страны.

Конец 40-х – начало 50-го стал для легендарного железнодорожника самым тяжёлым этапом в его жизни – он оказался фигурантом так называемого «Ленинградского дела» против видных деятелей партии. Тогда целый ряд руководителей Ленинградской областной партийной организации обвинялись в контрреволюционной деятельности. 1 октября 1950 года они были приговорены к расстрелу. В расстрельном списке изначально находился и Саламбеков. Существует мнение, что благодаря вмешательству лично Иосифа Сталина герой обороны Ленинграда отделался только четырьмя годами забвения «за ряд грубых хозяйственных ошибок, допущенных в период работы в Ленинграде». Генерал-директора тяги I ранга, начальника Приволжского округа железных дорог и члена коллегии МПС перевели из членов партии в кандидаты и «сослали» главным инженером Фаянсовского отделения Московско-Киевской магистрали.

На новом месте по его инициативе организовали кольцевую езду локомотивов, что помогло значительно ускорить их оборот. Под руководством Саламбекова начали применять вождение тяжеловесных поездов. Он лично разработал инструкцию для локомотивных бригад, сам проводил опытные поездки, встречался с рабочими коллективами, а также читал лекции, выступал с докладами, в которых рассказывал о подвиге железнодорожников в дни блокады Ленинграда.

«Трудно говорить о прошлом. Особенно если вспоминать блокадные дни. Разве можно без волнения рассказывать о том, как умирали прямо на рабочем месте железнодорожники! И не только от пуль и осколков снарядов – от усталости и голода тоже», – вспоминал Борис Константинович.

Он умер 1 июля 1978 года в Москве, не пережив пятого инфаркта. Похоронен на Кунцевском кладбище в столице.

В депо Санкт-Петербург-пассажирский-Московский установлен памятник Саламбекову и мемориальная доска, а тепловоз ТЭП70БС производства АО «Коломенский завод» назван в его честь.

О самоотверженном труде, о личных достижениях советских людей, удостоенных звания Героя Социалистического Труда в военные и послевоенные годы, рассказывают материалы информационного экрана «Ими гордится страна» тематического раздела «Производство» экспозиции «Подвиг Народа».

#еу

Комбат Победы служил во внутренних войсках
Комбат Победы служил во внутренних войсках

Более 300 воспитанников войск правопорядка в годы Великой Отечественной войны были удостоены высокого звания...

10.05.2025

Имена в летописи

Приключения географа на фронте
Приключения географа на фронте

Это случилось лет 12 назад. Я только приступал к сбору материалов для докторской диссертации....

16.04.2025

Имена в летописи

Век Иннокентия Смоктуновского
Век Иннокентия Смоктуновского

28 марта 2025 года исполняется 100 лет со дня рождения народного артиста СССР, советского...

28.03.2025

Имена в летописи

110 лет со дня рождения легендарного снайпера
110 лет со дня рождения легендарного снайпера

23 марта исполняется 110 лет со дня рождения снайпера, Героя Советского Союза Василия Григорьевича...

23.03.2025

Имена в летописи

120 лет со дня рождения Александра Родимцева
120 лет со дня рождения Александра Родимцева

Александр Ильич Родимцев родился 8 марта 1905 года в селе Шарлык ныне Шарлыкского района...

08.03.2025

Имена в летописи

Легенда флота — Сергей Горшков
Легенда флота — Сергей Горшков

26 февраля 1910 года, в городе Каменец-Подольский родился выдающийся советский флотоводец Сергей Георгиевич Горшков....

26.02.2025

Имена в летописи

Комбат Победы служил во внутренних войсках
Имена в летописи
Комбат Победы служил во внутренних войсках
10.05.2025
Приключения географа на фронте
Имена в летописи
Приключения географа на фронте
16.04.2025
Век Иннокентия Смоктуновского
Имена в летописи
Век Иннокентия Смоктуновского
28.03.2025
110 лет со дня рождения легендарного снайпера
Имена в летописи
110 лет со дня рождения легендарного снайпера
23.03.2025
120 лет со дня рождения Александра Родимцева
Имена в летописи
120 лет со дня рождения Александра Родимцева
08.03.2025
Легенда флота — Сергей Горшков
Имена в летописи
Легенда флота — Сергей Горшков
26.02.2025
День рождения маршала Тимошенко
Имена в летописи
День рождения маршала Тимошенко
18.02.2025
Гений военной мысли Чуйков
Имена в летописи
Гений военной мысли Чуйков
12.02.2025
Инженерный гений XX века
Имена в летописи
Инженерный гений XX века
09.01.2025
Боевой путь маршала Кошевого
Имена в летописи
Боевой путь маршала Кошевого
21.12.2024
Дорога жизни художника-фронтовика
Имена в летописи
Дорога жизни художника-фронтовика
19.12.2024
История побед Николая Ватутина
Имена в летописи
История побед Николая Ватутина
16.12.2024
Столетие человека-легенды
Имена в летописи
Столетие человека-легенды
05.12.2024
Герой советской разведки
Имена в летописи
Герой советской разведки
25.11.2024
115 лет со дня рождения Михаила Миля
Имена в летописи
115 лет со дня рождения Михаила Миля
22.11.2024
День рождения великого оружейника
Имена в летописи
День рождения великого оружейника
10.11.2024
Легендарный военачальник
Имена в летописи
Легендарный военачальник
08.11.2024
120-летие конструктора легендарного танка
Имена в летописи
120-летие конструктора легендарного танка
29.10.2024
110 лет со дня рождения советского танкового аса
Имена в летописи
110 лет со дня рождения советского танкового аса
14.10.2024
Героическая судьба Марата Казея
Имена в летописи
Героическая судьба Марата Казея
10.10.2024