Начальник паровозной колонны № 3 особого резерва, Герой Социалистического Труда Николай Акимович Макаров родился 1 декабря 1905 года в городе Витебске Российской Империи (ныне – территория Белоруссии) в семье железнодорожника.
Трудовую деятельность начал техническим конторщиком на станции Витебск. Далее до службы в Красной Армии (1927-1929) успел поработать весовщиком, смотрителем товарного двора, диспетчером, инструктором движения поездов.
В начале Великой Отечественной войны в июле 1941 года, когда немецко-фашистские войска оккупировали Витебск, железнодорожник был направлен в аппарат уполномоченного Наркомата по Западному фронту — начальника Западной железной дороги. Там Николай Макаров возглавил отдел движения.
Через несколько месяцев он стал начальником военно-эксплуатационного отделения № 36 (ВЭО), которое отвечало за военные перевозки на фронтовом участке железной дороги Москва — Кашин (город в Тверской области, около 180 км от Москвы). Железнодорожники трудились не щадя сил, обеспечивая первую победу над врагом у стен столицы Советского Союза.
В мае 1942 года Николай Макаров встал во главе паровозной колонны № 3 особого резерва Наркомата путей сообщения, сформированной в паровозном депо имени Ильича Западной дороги. В эту колонну вошли опытные машинисты, помощники, старшие и главные кондукторы, вагонные мастера Западной и Белорусской дорог. Под руководством Макарова ремонтники депо восстанавливали повреждённые паровозы, перевозили войска и боеприпасы под Москвой и Сталинградом, Витебском. Колонна состояла из опытных железнодорожников, прошедших большую жизненную и производственную школу.
Только за август-сентябрь 1942-го колонная провела 510 эшелонов под регулярными бомбежками вражеской авиации. Поездные бригады паровозной колонны бывали в пути бессменно почти по 10-12 суток. Их сопровождала хроническая бессонница, холод, постоянное напряжение, однако железнодорожники стоически выносили все тяготы войны, поскольку главным было – доставить грузы.
В 1943 году личный состав колонны № 3 работал на магистралях Курской дуги, водил эшелоны для войск Центрального и Воронежского фронтов. Более 25 работников колонны за мужество и стойкость, проявленные при выполнении особых заданий Наркомата путей сообщения во время Курской битвы, были удостоены знака «Почетный железнодорожник».
За заслуги в обеспечении железнодорожных перевозок для фронта, народного хозяйства и за успехи в восстановлении железнодорожного транспорта в тяжёлых условиях военного времени Николаю Акимовичу Макарову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В октябре 1943 года его перевели на довоенное место работы - на должность начальника Витебского отделения движения. Вместе с коллективом отделения он проявил максимум усилий, изобретательности, стойкости и мужества при транспортном обеспечении операции "Багратион" по освобождению Белоруссии 23 июня - 29 августа 1944 года.
После войны до выхода на пенсию в марте 1966 года руководил Витебским отделением Белорусской железной дороги.
Был награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Отечественной войны І степени и «Знак Почета», медалями, тремя знаками «Почетному железнодорожнику». В локомотивном депо Витебск работал тепловоз с именем «Николай Макаров». Почетный гражданин Витебска.
Умер Н.А.Макаров в 1975 году.
О самоотверженном труде, о личных достижениях советских людей, удостоенных звания Героя Социалистического Труда в военные и послевоенные годы, рассказывают материалы информационного экрана «Ими гордится страна» тематического раздела «Производство» экспозиции «Подвиг Народа».
#еу