Будущий Герой Социалистического Труда Семён Васильевич Кутафин родился 120 лет назад - 5 ноября 1902 года, в станице Ладожская Екатеринодарского отдела Кубанской области (ныне Усть-Лабинского района Краснодарского края) в многодетной семье работника стальной магистрали. Отец был плотником на станции Ладожская.
На железной дороге начал трудиться с 15-ти лет. Вначале работал на телеграфе при станции Песчанокопская, затем служил в Красной Армии. После окончания в 1927-ом железнодорожных курсов в Ростове был назначен заместителем начальника станции Георгиевск, а после Владикавказских курсов диспетчеров в 1930 году - диспетчером на станции Грозный.
Молодой специалист лично вникал в проблемы, с которыми сталкивались в то время станционники, локомотивные и поездные бригады, вагонные мастера, смазчики, сцепщики, раздатчики и другие работники, он давал им толковые советы, а потом и профессиональные указания. В начале 30-х прошлого века и в без того неудовлетворительном движении грузовых поездов особенно много сложностей возникало со сборными составами: их могли долго и безнаказанно держать на любой станции, ломая график движения других поездов, работа с ними поручалась провинившимся в чем-либо машинистам и кондукторам.
Семен Васильевич предложил и наладил новую систему прицепления и отцепления вагонов, а также производственную связь с поездными бригадами и дежурными по станциям, которые встречали сборный состав с уже готовыми документами.
Кутафин впервые на сети стальных магистралей разработал систему оперативного планирования и организации скоростного продвижения сборных поездов, позволившую в реальных условиях вдвое ускорить их продвижение. В частности, в порядке эксперимента и передачи своего опыта новатор провел угольный маршрут из Донбасса в Ленинград за 5 дней и 10 часов, тогда как другие подобные составы находились в пути не менее 8-10 суток.
Кутафинское начинание было подхвачено на всех железных дорогах страны. Специалиста заметили и в 1933 году перевели на работу в Москву в Наркомат путей сообщения на должность инспектора-инструктора по диспетчерской работе. Тогда же он был награжден знаком «Почетный железнодорожник» за №1.
В качестве инспектора НКПС Кутафин ездил в командировки в Донбасс, в Грозненский железнодорожный район, в Сибирь. Из Кузнецка в Магнитогорск провёл угольный маршрут. Затем распространял свой опыт в Самарканде. В 1937 году был назначен заместителем начальника Орджоникидзевской железной дороги. Через год стал начальником Южной железной дороги. За успехи в работе в 1939-ом награждён орденом Трудового Красного Знамени.
С началом Великой Отечественной войны руководимая Кутафиным дорога стала одной из основных магистралей движения военных эшелонов с людьми и грузами в обе стороны. В ходе эвакуации из Харькова под началом Семена Васильевича на восток было отправлено 320 эшелонов. Когда гитлеровцы оккупировали город, руководство Южной железной дороги продолжало работу в Купянске.
Позднее Кутафин был направлен в Сибирь уполномоченным наркомата по стыку на станцию «Чулымская». Летом 1943 года он возглавлял оперативную группу железнодорожников Московско-Курской, Южной и Московско-Киевской железных дорог, обеспечивая их бесперебойную работу в период битвы на Курской дуге.
Когда части Красной Армии освободили Харьков, Кутафин вместе с инженерами железнодорожных войск организовал восстановление разрушенных коммуникаций. Буквально через неделю после освобождения города было открыто сквозное движение через харьковский железнодорожный узел, считавшийся одним из самых сложных в Советском Союзе из-за большого количества мостов, путепроводов и пересечений.
Указом Президиума Верховного Совета СССР в ноябре 1943 года Семён Кутафин был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот» за заслуги в обеспечении перевозок для фронта и в восстановлении железнодорожного хозяйства
С 1944 года Кутафин работал начальником Московско-Курской железной дороги.
За самоотверженный труд Семён Васильевич был награжден двумя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, рядом медалей.
Вышел на пенсию в 1962 году. Умер генерал-директор движения 2-го ранга С.В.Кутафин в феврале 1987 года, похоронен на Николо-Архангельском кладбище Москвы.
О самоотверженном труде, о достижениях советских людей, удостоенных звания Героя Социалистического Труда в военные и послевоенные годы, рассказывают материалы информационного экрана «Ими гордится страна» тематического раздела «Производство» экспозиции «Подвиг Народа».
#еу