Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

История русского пехотного шлема от Петровского времени до Великой Отечественной

713

Шлем появился в Русской армии в начале XVIII века. Головной убор характерной полусферической формы с кокардой и большим назатыльником можно увидеть на изображении гренадера гвардейского Преображенского полка в фундаментальном труде «Историческое описание одежды и вооружения российских войск» под редакцией А.В. Висковатова. Однако широкого распространения в пехоте шлем тогда не получил. Как, кстати, и в кавалерии, где он полагался лишь драгунам, кирасирам и кавалергардам. Шлемы XVIII – первой половины XIX века были изготовлены из толстой кожи и покрыты лаком.

С 1844 года по приказу Николая I пехотные части начинают массово получать эффектные пикхельмы, которые, впрочем, продержались в войсках всего около десяти лет. Тяжелые и неудобные, эти шлемы защищали только от сабельного удара и к тому же коробились под воздействием воды. Для солдата-пехотинца времен Крымской и Русско-турецкой (1877–1878) войн намного более подходящим головным убором оказалась фуражка. Лишь некоторым гвардейским и жандармским кавалерийским частям по-прежнему полагались пикхельмы, которые с 1846 года стали делать из медного сплава томпака.

И вот началась Первая мировая война — позиционная, окопная. Теперь солдат не так уж часто шел в атаку в полный рост, а в основном сидел в укрытии и передвигался ползком под плотным винтовочным, пулеметным и орудийным огнем. При этом голова бойца была особенно уязвимой для пуль и осколков, а вот защита от холодного оружия уже практически не требовалась: штык и сабля нанесли на фронтах той войны менее 1% от общего числа ранений.

Русская императорская армия оказалась неподготовленной к новым условиям и не располагала ни собственными испытанными образцами армейской каски, ни предприятиями для серийного производства подобной экипировки. Пришлось заказывать огромную партию (более двух миллионов штук) во Франции.

Французская каска, разработанная генералом Огюстом Адрианом, имела довольно широкие (30–50 мм) скатные поля с выраженным козырьком и небольшой гребень, который служил вовсе не для украшения, а закрывал вентиляционное отверстие. Каска Адриана отличалась продуманным подтулейным устройством, обеспечивавшим плотную посадку и удобство ношения. Но изделия, поступавшие в Россию, были выполнены из обычной (нелегированной) стали толщиной всего 0,7–0,8 мм. Такой шлем можно было прострелить из револьвера, а казаки на спор прорубали его шашкой. И все же для солдата это была хоть какая-то защита, спасавшая от осколков на излете и подброшенных взрывом камней и комьев мерзлой глины.

Французы успели поставить в Россию около 350 тысяч касок Адриана. А в 1917 году на заводе Сольберга в Финляндском княжестве был налажен выпуск русской каски, внешне очень похожей на французскую (лишь гребень был заменен на миниатюрное купольное навершие), но более прочной. После переоснащения Красной армии в конце 1930-х годов каски Адриана и «сольберги» поступили в пожарные части и сослужили хорошую службу во время борьбы с последствиями немецких бомбардировок.

В 1936 году командованием Красной армии был принят новый солдатский шлем, разработанный сотрудником Научно-технического отдела Артиллерийского управления РККА инженером А.А. Шварцем. Увы, эта модель получилась не совсем удачной: широкие поля, с сильно выдающимися в стороны наушниками, козырьком и назатыльником, оказались слишком массивными — они попросту мешали быстро повернуть голову, создавали лишнюю нагрузку на мышцы шеи. Интересным новшеством стало наличие в подтулейном пространстве резиновых амортизаторов, защищавших от контузии при попадании пули или осколка. Вот только эти самые амортизаторы мешали надеть под каску теплый головной убор.

СШ-46 хорошо известен по фотографиям 1939 года, снятых в монгольских степях. Именно тогда он получил прозвание «халхинголка».

В 1939 году был создан новый солдатский шлем. По форме он напоминал испанскую пехотную модель 1933 года, но был вдвое прочнее. Для СШ-39 была специально разработана сталь с высокими показателями твердости и пластичности — марганцево-никелевая 36СГН. При толщине стенок 1,2 мм шлем весил вполне приемлемые 1250 г и выдерживал без пробития попадание пули или небольшого осколка, летящих со скоростью до 300 м/с.

СШ-40 спас жизни многим нашим бойцам во время Великой Отечественной войны. Став одним из главных символов нашей Победы. С незначительными изменениями эта модель продержалась в армиях стран Восточной Европы до конца XX века.

Владимир Григорьев, историк

#еу

Историческая встреча на Эльбе
Историческая встреча на Эльбе

Апрель 1945 года стал месяцем решительных побед стран антигитлеровской коалиции в деле борьбы с...

25.04.2025

Страницы истории

Первый командир легендарных «катюш»
Первый командир легендарных «катюш»

120 лет назад, 24 апреля 1905 года, родился Иван Андреевич Флёров, вошедший в отечественную...

24.04.2025

Страницы истории

Начало Берлинской стратегической наступательной операции
Начало Берлинской стратегической наступательной операции

80 лет назад Советская Армия начала одну из крупнейших в отечественной военной истории наступательных...

16.04.2025

Страницы истории

80 лет со дня взятия Вены
80 лет со дня взятия Вены

В эти весенние дни, 80 лет назад, Красная Армия продолжала победоносное шествие к Берлину,...

13.04.2025

Страницы истории

Восстание в Бухенвальде
Восстание в Бухенвальде

11 апреля ежегодно отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Дата связана с событиями...

11.04.2025

Страницы истории

Штурм Кенигсберга
Штурм Кенигсберга

9 апреля 80 лет назад завершилась одна из ключевых битв завершающего этапа Великой Отечественной...

09.04.2025

Страницы истории

Историческая встреча на Эльбе
Страницы истории
Историческая встреча на Эльбе
25.04.2025
Первый командир легендарных «катюш»
Страницы истории
Первый командир легендарных «катюш»
24.04.2025
Начало Берлинской стратегической наступательной операции
Страницы истории
Начало Берлинской стратегической наступательной операции
16.04.2025
80 лет со дня взятия Вены
Страницы истории
80 лет со дня взятия Вены
13.04.2025
Восстание в Бухенвальде
Страницы истории
Восстание в Бухенвальде
11.04.2025
Штурм Кенигсберга
Страницы истории
Штурм Кенигсберга
09.04.2025
95 лет со дня учреждения орденов Ленина и Красной Звезды
Страницы истории
95 лет со дня учреждения орденов Ленина и Красной Звезды
06.04.2025
Эталон бронетехники
Страницы истории
Эталон бронетехники
29.03.2025
Освобождение Ржева
Страницы истории
Освобождение Ржева
03.03.2025
Освобождение Ростова-на-Дону
Страницы истории
Освобождение Ростова-на-Дону
14.02.2025
В блокадный Ленинград прибыл первый поезд
Страницы истории
В блокадный Ленинград прибыл первый поезд
07.02.2025
Конференция союзных государств
Страницы истории
Конференция союзных государств
04.02.2025
2 февраля — День разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве 1943 года
Страницы истории
2 февраля — День разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве 1943 года
02.02.2025
«Атака века» легендарного подводника
Страницы истории
«Атака века» легендарного подводника
30.01.2025
Краснознаменный Балтийский флот в годы блокады
Страницы истории
Краснознаменный Балтийский флот в годы блокады
29.01.2025
Окончательный разгром блокадного кольца у Ленинграда
Страницы истории
Окончательный разгром блокадного кольца у Ленинграда
27.01.2025
Освобождение Освенцима
Страницы истории
Освобождение Освенцима
27.01.2025
Бомбардировка Берлина
Страницы истории
Бомбардировка Берлина
20.01.2025
Освобождение столицы Польши
Страницы истории
Освобождение столицы Польши
17.01.2025
Крах фюрера
Страницы истории
Крах фюрера
16.01.2025