Шлем появился в Русской армии в начале XVIII века. Головной убор характерной полусферической формы с кокардой и большим назатыльником можно увидеть на изображении гренадера гвардейского Преображенского полка в фундаментальном труде «Историческое описание одежды и вооружения российских войск» под редакцией А.В. Висковатова. Однако широкого распространения в пехоте шлем тогда не получил. Как, кстати, и в кавалерии, где он полагался лишь драгунам, кирасирам и кавалергардам. Шлемы XVIII – первой половины XIX века были изготовлены из толстой кожи и покрыты лаком.
С 1844 года по приказу Николая I пехотные части начинают массово получать эффектные пикхельмы, которые, впрочем, продержались в войсках всего около десяти лет. Тяжелые и неудобные, эти шлемы защищали только от сабельного удара и к тому же коробились под воздействием воды. Для солдата-пехотинца времен Крымской и Русско-турецкой (1877–1878) войн намного более подходящим головным убором оказалась фуражка. Лишь некоторым гвардейским и жандармским кавалерийским частям по-прежнему полагались пикхельмы, которые с 1846 года стали делать из медного сплава томпака.
И вот началась Первая мировая война — позиционная, окопная. Теперь солдат не так уж часто шел в атаку в полный рост, а в основном сидел в укрытии и передвигался ползком под плотным винтовочным, пулеметным и орудийным огнем. При этом голова бойца была особенно уязвимой для пуль и осколков, а вот защита от холодного оружия уже практически не требовалась: штык и сабля нанесли на фронтах той войны менее 1% от общего числа ранений.
Русская императорская армия оказалась неподготовленной к новым условиям и не располагала ни собственными испытанными образцами армейской каски, ни предприятиями для серийного производства подобной экипировки. Пришлось заказывать огромную партию (более двух миллионов штук) во Франции.
Французская каска, разработанная генералом Огюстом Адрианом, имела довольно широкие (30–50 мм) скатные поля с выраженным козырьком и небольшой гребень, который служил вовсе не для украшения, а закрывал вентиляционное отверстие. Каска Адриана отличалась продуманным подтулейным устройством, обеспечивавшим плотную посадку и удобство ношения. Но изделия, поступавшие в Россию, были выполнены из обычной (нелегированной) стали толщиной всего 0,7–0,8 мм. Такой шлем можно было прострелить из револьвера, а казаки на спор прорубали его шашкой. И все же для солдата это была хоть какая-то защита, спасавшая от осколков на излете и подброшенных взрывом камней и комьев мерзлой глины.
Французы успели поставить в Россию около 350 тысяч касок Адриана. А в 1917 году на заводе Сольберга в Финляндском княжестве был налажен выпуск русской каски, внешне очень похожей на французскую (лишь гребень был заменен на миниатюрное купольное навершие), но более прочной. После переоснащения Красной армии в конце 1930-х годов каски Адриана и «сольберги» поступили в пожарные части и сослужили хорошую службу во время борьбы с последствиями немецких бомбардировок.
В 1936 году командованием Красной армии был принят новый солдатский шлем, разработанный сотрудником Научно-технического отдела Артиллерийского управления РККА инженером А.А. Шварцем. Увы, эта модель получилась не совсем удачной: широкие поля, с сильно выдающимися в стороны наушниками, козырьком и назатыльником, оказались слишком массивными — они попросту мешали быстро повернуть голову, создавали лишнюю нагрузку на мышцы шеи. Интересным новшеством стало наличие в подтулейном пространстве резиновых амортизаторов, защищавших от контузии при попадании пули или осколка. Вот только эти самые амортизаторы мешали надеть под каску теплый головной убор.
СШ-46 хорошо известен по фотографиям 1939 года, снятых в монгольских степях. Именно тогда он получил прозвание «халхинголка».
В 1939 году был создан новый солдатский шлем. По форме он напоминал испанскую пехотную модель 1933 года, но был вдвое прочнее. Для СШ-39 была специально разработана сталь с высокими показателями твердости и пластичности — марганцево-никелевая 36СГН. При толщине стенок 1,2 мм шлем весил вполне приемлемые 1250 г и выдерживал без пробития попадание пули или небольшого осколка, летящих со скоростью до 300 м/с.
СШ-40 спас жизни многим нашим бойцам во время Великой Отечественной войны. Став одним из главных символов нашей Победы. С незначительными изменениями эта модель продержалась в армиях стран Восточной Европы до конца XX века.
Владимир Григорьев, историк
#еу