Будущий прославленный советский железнодорожник Пётр Алексеевич Шубин родился 18 октября 1902 года в деревне Лепиново Щигровского уезда Курской губернии (ныне Золотухинского района Курской области) в семье работника стальных магистралей. Детство и юность он провел в Курске.
После окончания в 2017 году общеобразовательной железнодорожной школы работал на станции Курск: сначала учеником телеграфиста и телеграфистом (1918-1929 гг.), затем - запасным агентом службы движения (1929-1931 гг.), потом - дежурным по станции (1931-1938 гг.).
В 1938 году Петр Шубин обучался на курсах старшего командного состава железных дорог при Московском институте инженеров железнодорожного транспорта. В июле 1939-го он назначается на должность начальника жд станции Курск. В апреле 1940 года Петр Алексеевич был награжден знаком «Почётный железнодорожник» за внедрение передовых методов формирования поездных составов, работу по введению контроля над безопасностью движения на вверенной ему станции.
Начало Великой Отечественной войны Шубин застал в родном Курске. В октябре 1941 года он участвовал в обороне города от немецко-фашистских захватчиков и в ночь на 2 ноября покинул станцию с последней группой железнодорожников.
В первые два военных года был начальником прифронтовой станции Мармыжи в Курской области. Летом 1942-го получил назначение на должность заместителя начальника, а в октябре того же года организовал работу станции Москва-Горьковская – товарная, где был её начальником.
За отличную работу на этих постах трудовой деятельности он повторно был удостоен знака «Почётный железнодорожник».
В феврале 1943 года Петру Алексеевичу поручили возглавить оперативную группу по восстановлению станции Курск. Весной-летом 1943-го на станцию буквально каждый день совершались авианалеты врага. За четыре месяца на железнодорожный узел было сброшено более 11 тысяч бомб.
2 июня с утра на станцию пикировали по 40-50 машин, от взрывов разлетались шпалы и куски рельсов. А железнодорожники с риском для жизни выводили составы из-под рвавшихся снарядов. В один из моментов Шубин прыгнул в образовавшуюся воронку и почувствовал удар в спину.
«В эти минуты я словно потерял себя. Очнулся от страшной боли в спине. Кое-как встал. Поднимаю глаза к небу, а там буквально туча самолётов, которые сыпят бомбы. Но я не слышу взрывов. Возможно, поэтому страха вообще не было», - вспоминал герой-железнодорожник.
Слух к нему вернулся после того, как очередная авиабомба угодила в вагон со взрывчаткой и раздался адский взрыв. Но это не остановило ни его, ни станционных работников: под новой серией налетов вражеских самолетов – в тот день их было около 800 машин – стрелочники, составители, диспетчера, дежурные (некоторые уже с ранениями) выводили со станции эшелоны с цистернами, полными авиационного топлива.
«То, что я увидел утром, было хуже ада. Я увидел, что разрушено дело наших рук. Паровозные мастерские, вагонное депо, техническая контора – всё, что с таким трудом мы восстановили, было уничтожено. Стояли обгоревшие скелеты вагонов. На месте путей валялись куски погнутых рельсов, расщепленные шпалы. А воронок было больше, чем ровной земли», – рассказывал ветеран.
Однако железнодорожники не опустили рук и взялись за восстановительные работы. Уже через 12 часов был открыт главный путь, а еще через 35 Курск смог принять первые воинские эшелоны.
В дни подготовки и проведения Курской битвы (5 июля – 23 августа 1943 года) Пётр Шубин провёл огромную работу по восстановлению железнодорожных объектов, разрушенных германской авиацией, бесперебойному пропуску воинских эшелонов. За это время станция Курск обеспечила приём 2513 и отправление 2732 составов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства, за выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного транспорта в трудных условиях военного времени» Шубину Пётру Алексеевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В послевоенные годы под руководством Шубина проходило восстановление и развитие хозяйства станции Курск, в том числе строительство вокзала.
Здание вокзала было открыто 12 августа 1952 года. За отличную архитектуру объекта, умелое решение планов и интерьеров, высокое качество строительных работ, Управление по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР присудило группе участников проектирования и строительства курского железнодорожного вокзала премию.
Какое-то время Шубин занимал должность начальника пассажирского отдела Курского отделения Московско–Курско–Донбасской железной дороги, но в 1958 году в статусе начальника станции Курск вышел на пенсию по состоянию здоровья. Он занимался патриотическим воспитанием молодежи, избирался делегатом XI съезда профсоюзов СССР, XIII, XV съездов профсоюза работников железнодорожного транспорта.
Умер 10 апреля 1968 года, похоронен на Никитском кладбище в Курске. Именем Петра Алексеевича Шубина названа улица в Железнодорожном округе Курска. На здании Курского вокзала установлена мемориальная доска, посвященная его памяти.
О самоотверженном труде, о личных достижениях советских людей, удостоенных звания Героя Социалистического Труда в военные и послевоенные годы, рассказывают материалы информационного экрана «Ими гордится страна» тематического раздела «Производство» экспозиции «Подвиг Народа».
#еу