Герой Социалистического Труда, связист-железнодорожник Иван Васильевич Маньковский родился 4 октября 1895 года в Белоруссии, на полустанке 548 километра перегона Орша – Коханово, в многодетной семье работника стальных путей.
Для Ивана отец был во всем примером – Василий Тимофеевич проработал на железной дороге больше 50 лет, был рабочим, бригадиром, дорожным мастером, удостоен звания Герой Труда.
Когда Иван закончил школу в 1912 году, он уехал из села и поступил на Первые московские электротехнические курсы. После трудился на станции Рига-1 Риго-Орловской магистрали надсмотрщиком телеграфа, затем - десятником связи в ее Управлении, потом - старшим механиком на линии Витебск – Орел, а в 1918 году в возрасте 23 лет был назначен начальником участка связи в Могилеве.
В 1919-м Маньковский возглавил созданный участок связи в Орше, позже дистанцию, которой отдал 17 лет. Иван Васильевич пользовался авторитетом у коллег. Из 60 техников дистанции 56 подготовлены под его непосредственным руководством.
У Маньковского были не только организаторские и педагогические таланты. Он оказался еще и отменным изобретателем. Среди целого ряда идей, внедренных на железной дороге, достаточно отметить такие: вагон СЦБ (устройство сигнализации, централизации и блокировки), велосипед-дрезина для электромехаников связи, щит для поездных телефонов. Он продолжал изобретать даже во время Великой Отечественной войны. Например, Иван Васильевич придумал переносную селекторную станцию для соединения объектов участка, ввёл дублирование связи, используя для этого местные линии.
В начале войны он трудился начальником службы сигнализации и связи Калининской железной дороги. Вместе с коллективом самоотверженно обеспечивал связью штаб Калининского фронта – линия Москва-Ленинград. Управление дороги вынуждено было перебазироваться на станцию Медведево, где тогда находился главный узел связи магистрали.
Маньковский отступал с войсками и связистами севернее Смоленска, и не по шпалам, а по болотам и лесам. Он вывел из окружения большую группу бойцов и железнодорожников – в этом ему при годились навыки охотника и опытного ходока (в свое время он пешком прошёл от Лихославля до Невеля и от Великих Лук до Медведева, изучая Калининскую стальную магистраль).
Во время битвы за Москву в суровых условиях зимы 1941 года связисты Маньковского следовали за наступавшими на врага войсками Калининского фронта. Они всеми возможными средствами, невзирая на морозы, восстанавливали линии связи. Более 150 километров пятипроводной линии протянули, шагая вместе с солдатами первого эшелона. И всегда в самой гуще событий был Маньковский.
Кроме прочего, он строил обходные линии на узлах, подвергавшихся регулярным бомбёжкам и обстрелам. Был награждён солдатской медалью «За отвагу».
Железнодорожные узлы Бологое и Медведево пропускали и отправляли железнодорожные составы, которые перевозили военные грузы даже при постоянных авианалетах. По данным историков, на эти участки немецкие захватчики совершили больше 800 налётов, сбросив около 5 тыс. бомб крупного калибра, без учета осколочных и зажигательных.
Во время очередной такой бомбёжки в ночь с 14 на 15 марта 1943 года один из снарядов оборвал жизнь Ивана Васильевича Маньковского, который до конца оставался на посту. Его похоронили 18 марта, и также под бомбежкой, а гроб с телом пришлось установить в вагоне, поскольку кругом все здания были разрушены.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года железнодорожнику и связисту было присвоено звание Героя Социалистического Труда (посмертно).
Именем Ивана Маньковского названа улица в Медведево, на которой находился дорожный узел связи.
О самоотверженном труде, о личных достижениях советских людей, удостоенных звания Героя Социалистического Труда в военные и послевоенные годы, рассказывают материалы информационного экрана «Ими гордится страна» тематического раздела «Производство» экспозиции «Подвиг Народа».
#еу