Для учёта потерь личного состава частей и соединений 15 марта 1941 года в Красной армии ввели специальные вкладыши и солдатские медальоны нового образца.
До появления осенью 1941 года солдатских книжек, медальоны с вкладышем были единственным документом, персонализирующим военнослужащего.
Медальоны Русской императорской армии
Во времена Российской империи делались попытки внедрения личных опознавательных знаков для солдат и офицеров.
Впервые подобные медальоны выдавались во время Русско-турецкой войны 1877-78 гг. Тогда перед отправкой на фронт каждому солдату выдали металлические жетоны для ношения на шее. На жетонах гравировался шифр подразделения с указанием номера полка, батальона или гвардейского полка, а также личный номер солдата или офицера.
В полковом архиве оставались сведения о том, кому какой номер соответствует и в случае гибели, данные сверялись по снятому с убитого человека жетону, и тем самым учитывались потери.
Подобная практика не получила большого распространения и к ней вернулись только уже практически под занавес участия России в Первой мировой войне.
В начале зимы 1917 года император Николай II и военный министр Михаил Беляев утвердили шейный знак в виде небольшой прямоугольной коробочки-медальона, который получил в простонародье прозвище «ладанка».
Внутри медальона был вложен бланк с информацией о военнослужащем. Бланк содержал информацию о наименовании подразделения, ФИО военнослужащего, его звании, наградах, принадлежность к конфессии, сословии и месте проживания. До конца существования Русской императорской армии в войска поступило сравнительно небольшое количество таких медальонов.
Медальоны в Красной армии
К практике учёта личного состава, включая погибших солдат и командиров, вернулись в молодой советской республике. Приказ Реввоенсовета № 856 от 14 августа 1925 года и сделал медальоны, по сути, документом, удостоверяющим личность солдата или командира.
В отличии от царской армии, где медальоны выдавались только военнослужащим, которые отправлялись на тот или иной театр боевых действий, в Красной армии они выдавались абсолютно всем. Сам медальон полностью по своему образцу и подобию копировал царский вариант «ладанки».
Корпус в виде небольшой металлической коробочки длиной 5 см, шириной чуть больше 3 см и глубиной 4 мм изготавливался из жести, внутри корпуса помещался бланк, куда вносилась информация о военнослужащем: ФИО, год рождения, воинское звание, данные о месте рождения и адрес проживания семьи, ФИО ближайшего родственника, сведения о воинском призыве, а также указывалась группа крови. Корпус имел ушко для продевания в него тесьмы и ношения на шее.
Вплоть до начала 40-х годов прошлого столетия металлические медальоны-«ладанки» были неотъемлемой частью снаряжения военнослужащего Красной армии. Для медальона на форменных шароварах, бриджах или галифе имелся небольшой карман на поясе между левым боковым карманом и передними пуговицами, куда его можно было положить, если не хотелось носить на шее.
От «ладанки» к эбонитовому пеналу
Участие Красной Армии в локальных конфликтах и войнах второй половины 30-х годов выявило существенные недостатки конструкции медальонов и невозможность идентификации погибших бойцов. Внутрь корпуса проникала влага, бумага и чернила деформировались, и разобрать данные было уже не возможно.
В связи с этим был разработан новый вариант медальона. Он изготавливался из таких материалов, как текстолит или эбонит, являющимися разновидностью пластика, в виде шести или восьмигранного пенала цилиндрической формы высотой 5 см, диаметром 1,5 см и внутренним каналом шириной 8 мм. Корпус пенала имел резьбу для крышки и герметизации содержимого.
Как и в «ладанку», в пенал помещался бланк со всей информацией о военнослужащем. В отличии от сведений, которые указывались в бланке царского образца в Красной армии в целях секретности, на случай попадания пенала к врагу, не указывалось наименование подразделения.
«Гранёный» медальон мог носиться на шее, если имелось ушко или в соответствующем кармане шаровар или бридж, как и предыдущая модель медальона.
В годы Великой Отечественной войны
Оснастить всю армию медальонами нового типа к началу Великой Отечественной войны не успели, поэтому у многих бойцов и командиров Красной армии были «ладанки». При проведении поисковых работ на местах боёв они встречаются вместе с пеналами нового образца.
Зачастую в полевых условиях бойцы при утере штатного, из дерева или метала, изготавливали себе новый медальон. В таком случае зачастую корпусом служили гильзы, которые «консервировались» перевёрнутой внутрь пулей, чтобы не попала влага. Была категория военнослужащих, которые были суеверными и ношение или заполнение бланка пенала считали плохой приметой. Они или оставляли бланк не заполненным или избавлялись от него, как от «чёрной метки». Это усложняет идентификацию найденных останков солдат в наши дни.
Несмотря на отмену обязательного ношения медальона осенью 1941 года и замену его красноармейской книжкой, как обязательного документа, удостоверяющего личность военнослужащего, медальоны продолжали использовать, как по прямому назначению, так и как пенал для хранения мелких вещей, необходимых в солдатском быту. В ноябре 1942 года медальоны были сняты со снабжения Красной армии.
Артефакты Музея Победы
Фонды Музея Победы насчитывают свыше 300 тыс. единиц хранения уникальных экспонатов. Среди них в хранилище вещевых материалов музея хранятся 27 идентификационных или как их ещё называют – смертных медальонов. В их числе: медальон образца 1925 года («ладанка»); 22 медальона образца 1941 года; пять неуставных медальонов, четыре из которых металлические и один деревянный, сделанный на основе пенала для противозапотевающего карандаша из противогазной сумки.
#ам_аг