11 сентября исполняется 120 лет со дня рождения одного из самых известных советских авиационных конструкторов, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата четырёх Сталинских премии, генерал-майора инженерно-технической службы Семена Лавочкина. В годы Великой Отечественной войны он создавал истребители для ВВС СССР.
На пути в авиацию
Семён Лавочкин в 1917 году окончил с золотой медалью гимназию в Рославле. После этого был призван в Красную Армию, где попал по распределению в пограничную стражу. Демобилизовавшись из армии в 1920-м году он поступает Московское высшее техническое училище, которое станет впоследствии Московским государственным техническим университетом им. Н. Э. Баумана.
Это учебное заведение Лавочкин закончил с отличием, получив диплом инженера-аэромеханика. Его дипломной работой стало создание цельнометаллических тяжёлых летательных аппаратов над которыми он начал работать в различных опытных конструкторских бюро (КБ). Одним из первых его проектов стал первый советский бомбардировщик ТБ-1 в КБ Туполева. После этого он работал в Москве у французских конструкторов Поля Ришара и Анри Лявиля, которые разрабатывали самолёты для СССР. Одним из первых проектов в этой области стал опытный двухместный истребитель ДИ-4.
Великая Отечественная война
Перед войной Семён Лавочкин был назначен главным конструктором перспективного конструкторского бюро авиационного завода № 21 в городе Горьком (ныне Нижний Новгород). Здесь полным ходом шло освоение производства на тот момент нового скоростного истребителя, где широко использовалась специальная дельта-древесина. Эту боевую машину Лавочкин сконструировал совместно с Владимиром Горбуновым и Михаилом Гудковым. Отсюда и аббревиатура – «ЛаГГ».
Именно на этих истребителях 22 июня 1941 наши летчики давали отпор вероломно вторгшемуся в Советский Союз врагу.
Самолёт «ЛаГГ-3» по некоторым своим лётно-техническим характеристикам уступал немецким самолётам. Конструкторы понимали это и постоянно занимались его модернизацией и устранением недостатков, связанных с двигателем и вооружением. Попутно инженеры работали над созданием принципиально нового истребителя.
«Лавочкин – 5»
Плодом такой работы стало создание летом 1942 года нового истребителя, получившего наименование – «Ла-5». Он бы разработан на основе некоторых конструктивных элементов «ЛаГГ».
Новый одноместный истребитель «Ла-5» представлял собой деревянный моноплан с низко расположенным крылом и закрытой кабиной пилота, звездообразным двигателем М-82 воздушного охлаждения. Самолёт имел гидравлический привод для выпуска и уборки шасси.
Истребитель обладал довольно большим запасом прочности, что позволяло спасти жизнь лётчика и сам самолёт. В условиях военного времени у него были неоспоримые плюсы при массовом производстве. Его изготовление не было затратным, за исключением необходимых для обработки дельта-древесины иностранных смол. Позже дельта-древесина была заменена сосной и березовым шпоном. Основным вооружением истребителей Лавочкина в годы войны являлись две синхронизированные 20-мм авиационные пушки ШВАК, которые располагались над двигателем.
Работа над собой
В процессе серийного производства и эксплуатации Ла-5 конструкция самолёта и технология его производства менялись, вносились коррективы и создавались модификации с форсированными двигателями, нагнетателями, повышенными лётно-техническими характеристиками и другим оборудованием. Так появились модификации истребителя Ла-5Ф, Ла-5ФН и новый самолёт Ла-7 воплотивший в себе все передовые на тот момент авиационные технологии.
Производство Ла-5 началось в августе 1942 года, следующая версия самолёта Ла-5Ф (форсированный) пошла в серию в декабре того же года. После победы под Сталинградом были учтены пожелания лётчиков и в марте 1943 года стартовало производства Ла-5ФН (форсированный с нагнетателем).
Каждая из новых генераций истребителя помимо изменений, связанных с двигателем, имели и другие конструктивные и технологические новшества. Среди них - бронеспинки, бронестёкла, новые средства связи и другие узлы и агрегаты. При этом Ла-5ФН в конце 1943 года неофициально считался сильнейшим истребителем на советско-германском фронте. По тактико-техническим характеристикам самолет обходил не только немецкие модели, но в целом был лучшим среди других советских и даже иностранных самолётов, которые поставлялись в ВВС РККА по ленд-лизу.
Последний истребитель периода войны, спроектированный Семёном Лавочкиным, стал – Ла-7, запущенный в производство в 1945 году. Он, наряду с английским истребителем «Спитфайр», является одним из лучших самолетов не только Великой Отечественной, но и Второй мировой войны.
Всего за время производства истребителей Лавочкина, с августа 1942 года по сентябрь 1945 года, было изготовлено более 20 тысяч самолётов различных модификаций и версий.
«Лавочкины» в бою
Ла-5 получили боевое крещение в ходе Сталинградской битвы осенью-зимой 1942-1943 годов. Новый истребитель пришёл по душе нашим лётчикам больше, чем «ЛаГГ». По летно-техническим характеристикам Ла-5 не уступал немецким Мессершмитту Вf-109 и Фокке-Вульфу FW 190А. Он даже обладал рядом преимуществ перед ними. К примеру - превосходил их по маневренности на низких и средних высотах до 3,5 километра, где велись основные воздушные схватки между ВВС Красной Армии и Люфтваффе вермахта.
Наибольшее распространение и боевое применение истребители Лавочкина получили во время Курской битвы, где разыгрались ожесточённые бои не только на земле, но и в небе. Уже на второй день боев, 6 июля 1943 года, старший лейтенант Александр Горовец из 88-го истребительного авиаполка атаковал большую группу немецких пикирующих бомбардировщиков. На Ла-5 он сбил в этот день 9 Юнкерсов «Ju-87».
В годы войны на истребителях Лавочкина летали известнейшие по обе стороны фронта советские лётчики-истребители. Среди них самый результативный советский ас Трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб (62 победы), дважды Герои Советского Союза Алексей Алелюхин (57 побед), Кирилл Евстигнеев (56 побед), Амед-Хан Султан (49 побед), Николай Скоморохов (46 побед), Владимир Лавриненко (46 побед), Виталий Попков (42 победы) и многие другие.
После войны
После Великой Отечественной войны Семён Лавочкин вместе с другими инженерами и конструкторами ОКБ-301, активно занимались созданием советских реактивных истребителей. Плодом такой работы стал Ла-15, который стоял на вооружении советских ВВС до 1949 года. Сменил его более перспективный и универсальный истребитель МиГ-15.
С середины 1950-х годов КБ Семёна Лавочкина перепрофилировалось на разработку и создание ракетной техники: баллистических и зенитно-ракетных комплексов, а также создание первых ракет для освоения космического пространства. Этой работой НПО им. С.А. Лавочкина, ядром которого было ОКБ-301, успешно занимается и по сей день.
Артефакты Музея Победы
На открытой экспозиции вооружения, военной техники и инженерных сооружений Музея Победы представлены свыше 420 единиц различной техники, среди которых выделяется богатая коллекция авиационной техники стран-участниц Великой Отечественной и Второй мировой войн. В линии советских самолетов представлен истребитель «ЛаГГ-3» из состава 9-го истребительного авиаполка морской авиации Черноморского флота, на котором летал старший лейтенант Юрий Шипов в 1943 году.
Также на площадке экспонируется «Ла-5» из состава 4-го гвардейского истребительного авиационного полка морской авиации Балтийского флота. На этом самолете летал Герой Советского Союза Георгий Костылев.
#ам_сб