Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации



Конструктор Лавочкин

215

11 сентября исполняется 120 лет со дня рождения одного из самых известных советских авиационных конструкторов, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата четырёх Сталинских премии, генерал-майора инженерно-технической службы Семена Лавочкина. В годы Великой Отечественной войны он создавал истребители для ВВС СССР.

На пути в авиацию

Семён Лавочкин в 1917 году окончил с золотой медалью гимназию в Рославле. После этого был призван в Красную Армию, где попал по распределению в пограничную стражу. Демобилизовавшись из армии в 1920-м году он поступает Московское высшее техническое училище, которое станет впоследствии Московским государственным техническим университетом им. Н. Э. Баумана.

Это учебное заведение Лавочкин закончил с отличием, получив диплом инженера-аэромеханика. Его дипломной работой стало создание цельнометаллических тяжёлых летательных аппаратов над которыми он начал работать в различных опытных конструкторских бюро (КБ). Одним из первых его проектов стал первый советский бомбардировщик ТБ-1 в КБ Туполева. После этого он работал в Москве у французских конструкторов Поля Ришара и Анри Лявиля, которые разрабатывали самолёты для СССР. Одним из первых проектов в этой области стал опытный двухместный истребитель ДИ-4.

Великая Отечественная война

Перед войной Семён Лавочкин был назначен главным конструктором перспективного конструкторского бюро авиационного завода № 21 в городе Горьком (ныне Нижний Новгород). Здесь полным ходом шло освоение производства на тот момент нового скоростного истребителя, где широко использовалась специальная дельта-древесина. Эту боевую машину Лавочкин сконструировал совместно с Владимиром Горбуновым и Михаилом Гудковым. Отсюда и аббревиатура – «ЛаГГ».

Именно на этих истребителях 22 июня 1941 наши летчики давали отпор вероломно вторгшемуся в Советский Союз врагу.

Самолёт «ЛаГГ-3» по некоторым своим лётно-техническим характеристикам уступал немецким самолётам. Конструкторы понимали это и постоянно занимались его модернизацией и устранением недостатков, связанных с двигателем и вооружением. Попутно инженеры работали над созданием принципиально нового истребителя.

«Лавочкин – 5»

Плодом такой работы стало создание летом 1942 года нового истребителя, получившего наименование – «Ла-5». Он бы разработан на основе некоторых конструктивных элементов «ЛаГГ».

Новый одноместный истребитель «Ла-5» представлял собой деревянный моноплан с низко расположенным крылом и закрытой кабиной пилота, звездообразным двигателем М-82 воздушного охлаждения. Самолёт имел гидравлический привод для выпуска и уборки шасси.

Истребитель обладал довольно большим запасом прочности, что позволяло спасти жизнь лётчика и сам самолёт. В условиях военного времени у него были неоспоримые плюсы при массовом производстве. Его изготовление не было затратным, за исключением необходимых для обработки дельта-древесины иностранных смол. Позже дельта-древесина была заменена сосной и березовым шпоном. Основным вооружением истребителей Лавочкина в годы войны являлись две синхронизированные 20-мм авиационные пушки ШВАК, которые располагались над двигателем.

Работа над собой

В процессе серийного производства и эксплуатации Ла-5 конструкция самолёта и технология его производства менялись, вносились коррективы и создавались модификации с форсированными двигателями, нагнетателями, повышенными лётно-техническими характеристиками и другим оборудованием. Так появились модификации истребителя Ла-5Ф, Ла-5ФН и новый самолёт Ла-7 воплотивший в себе все передовые на тот момент авиационные технологии.

Производство Ла-5 началось в августе 1942 года, следующая версия самолёта Ла-5Ф (форсированный) пошла в серию в декабре того же года. После победы под Сталинградом были учтены пожелания лётчиков и в марте 1943 года стартовало производства Ла-5ФН (форсированный с нагнетателем).

Каждая из новых генераций истребителя помимо изменений, связанных с двигателем, имели и другие конструктивные и технологические новшества. Среди них - бронеспинки, бронестёкла, новые средства связи и другие узлы и агрегаты. При этом Ла-5ФН в конце 1943 года неофициально считался сильнейшим истребителем на советско-германском фронте. По тактико-техническим характеристикам самолет обходил не только немецкие модели, но в целом был лучшим среди других советских и даже иностранных самолётов, которые поставлялись в ВВС РККА по ленд-лизу.

Последний истребитель периода войны, спроектированный Семёном Лавочкиным, стал – Ла-7, запущенный в производство в 1945 году. Он, наряду с английским истребителем «Спитфайр», является одним из лучших самолетов не только Великой Отечественной, но и Второй мировой войны.

Всего за время производства истребителей Лавочкина, с августа 1942 года по сентябрь 1945 года, было изготовлено более 20 тысяч самолётов различных модификаций и версий.

«Лавочкины» в бою

Ла-5 получили боевое крещение в ходе Сталинградской битвы осенью-зимой 1942-1943 годов. Новый истребитель пришёл по душе нашим лётчикам больше, чем «ЛаГГ». По летно-техническим характеристикам Ла-5 не уступал немецким Мессершмитту Вf-109 и Фокке-Вульфу FW 190А. Он даже обладал рядом преимуществ перед ними. К примеру - превосходил их по маневренности на низких и средних высотах до 3,5 километра, где велись основные воздушные схватки между ВВС Красной Армии и Люфтваффе вермахта.

Наибольшее распространение и боевое применение истребители Лавочкина получили во время Курской битвы, где разыгрались ожесточённые бои не только на земле, но и в небе. Уже на второй день боев, 6 июля 1943 года, старший лейтенант Александр Горовец из 88-го истребительного авиаполка атаковал большую группу немецких пикирующих бомбардировщиков. На Ла-5 он сбил в этот день 9 Юнкерсов «Ju-87».

В годы войны на истребителях Лавочкина летали известнейшие по обе стороны фронта советские лётчики-истребители. Среди них самый результативный советский ас Трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб (62 победы), дважды Герои Советского Союза Алексей Алелюхин (57 побед), Кирилл Евстигнеев (56 побед), Амед-Хан Султан (49 побед), Николай Скоморохов (46 побед), Владимир Лавриненко (46 побед), Виталий Попков (42 победы) и многие другие.

После войны

После Великой Отечественной войны Семён Лавочкин вместе с другими инженерами и конструкторами ОКБ-301, активно занимались созданием советских реактивных истребителей. Плодом такой работы стал Ла-15, который стоял на вооружении советских ВВС до 1949 года. Сменил его более перспективный и универсальный истребитель МиГ-15.

С середины 1950-х годов КБ Семёна Лавочкина перепрофилировалось на разработку и создание ракетной техники: баллистических и зенитно-ракетных комплексов, а также создание первых ракет для освоения космического пространства. Этой работой НПО им. С.А. Лавочкина, ядром которого было ОКБ-301, успешно занимается и по сей день.

Артефакты Музея Победы

На открытой экспозиции вооружения, военной техники и инженерных сооружений Музея Победы представлены свыше 420 единиц различной техники, среди которых выделяется богатая коллекция авиационной техники стран-участниц Великой Отечественной и Второй мировой войн. В линии советских самолетов представлен истребитель «ЛаГГ-3» из состава 9-го истребительного авиаполка морской авиации Черноморского флота, на котором летал старший лейтенант Юрий Шипов в 1943 году.

Также на площадке экспонируется «Ла-5» из состава 4-го гвардейского истребительного авиационного полка морской авиации Балтийского флота. На этом самолете летал Герой Советского Союза Георгий Костылев.

#ам_сб

Герой советской разведки
Герой советской разведки

Один из основателей советской военной разведки Ян Карлович Берзин родился 25 ноября 1889 года...

25.11.2024

Имена в летописи

115 лет со дня рождения Михаила Миля
115 лет со дня рождения Михаила Миля

Человек давно начал стремиться к полетам, что, в свою очередь, породило множество мифов и...

22.11.2024

Имена в летописи

День рождения великого оружейника
День рождения великого оружейника

105 лет назад, 19 ноября 1919 года, в селе Курья Алтайского края родился великий...

10.11.2024

Имена в летописи

Легендарный военачальник
Легендарный военачальник

8 ноября, ровно 100 лет назад, родился последний маршал и министр обороны Советского Союза...

08.11.2024

Имена в летописи

120-летие конструктора легендарного танка
120-летие конструктора легендарного танка

Советский инженер-конструктор Александр Морозов родился 29 октября 1904 года в городе Бежица — ныне...

29.10.2024

Имена в летописи

110 лет со дня рождения советского танкового аса
110 лет со дня рождения советского танкового аса

Дмитрий Федорович Лавриненко родился осенью 1914 года в станице Бесстрашной Краснодарского края. Окончив школу...

14.10.2024

Имена в летописи

Герой советской разведки
Имена в летописи
Герой советской разведки
25.11.2024
115 лет со дня рождения Михаила Миля
Имена в летописи
115 лет со дня рождения Михаила Миля
22.11.2024
День рождения великого оружейника
Имена в летописи
День рождения великого оружейника
10.11.2024
Легендарный военачальник
Имена в летописи
Легендарный военачальник
08.11.2024
120-летие конструктора легендарного танка
Имена в летописи
120-летие конструктора легендарного танка
29.10.2024
110 лет со дня рождения советского танкового аса
Имена в летописи
110 лет со дня рождения советского танкового аса
14.10.2024
Героическая судьба Марата Казея
Имена в летописи
Героическая судьба Марата Казея
10.10.2024
И женщины могут летать!
Имена в летописи
И женщины могут летать!
08.10.2024
Героический оружейник
Имена в летописи
Героический оружейник
04.10.2024
Путь легенды разведки
Имена в летописи
Путь легенды разведки
04.10.2024
Истребители Семена Лавочкина
Имена в летописи
Истребители Семена Лавочкина
11.09.2024
Военный музыкант спас боевое знамя полка НКВД
Имена в летописи
Военный музыкант спас боевое знамя полка НКВД
29.08.2024
Пример для офицеров
Имена в летописи
Пример для офицеров
21.08.2024
Легенда флота
Имена в летописи
Легенда флота
22.07.2024
Первый дважды Герой
Имена в летописи
Первый дважды Герой
06.07.2024
Век Василя Быкова
Имена в летописи
Век Василя Быкова
19.06.2024
50 лет назад не стало Маршала Победы
Имена в летописи
50 лет назад не стало Маршала Победы
18.06.2024
Маршал, освободивший пять европейских столиц
Имена в летописи
Маршал, освободивший пять европейских столиц
16.06.2024
Век Юлии Друниной
Имена в летописи
Век Юлии Друниной
10.05.2024
Первая женщина — Герой Советского Союза
Имена в летописи
Первая женщина — Герой Советского Союза
10.05.2024