Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Конструктор Лавочкин

264

11 сентября исполняется 120 лет со дня рождения одного из самых известных советских авиационных конструкторов, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата четырёх Сталинских премии, генерал-майора инженерно-технической службы Семена Лавочкина. В годы Великой Отечественной войны он создавал истребители для ВВС СССР.

На пути в авиацию

Семён Лавочкин в 1917 году окончил с золотой медалью гимназию в Рославле. После этого был призван в Красную Армию, где попал по распределению в пограничную стражу. Демобилизовавшись из армии в 1920-м году он поступает Московское высшее техническое училище, которое станет впоследствии Московским государственным техническим университетом им. Н. Э. Баумана.

Это учебное заведение Лавочкин закончил с отличием, получив диплом инженера-аэромеханика. Его дипломной работой стало создание цельнометаллических тяжёлых летательных аппаратов над которыми он начал работать в различных опытных конструкторских бюро (КБ). Одним из первых его проектов стал первый советский бомбардировщик ТБ-1 в КБ Туполева. После этого он работал в Москве у французских конструкторов Поля Ришара и Анри Лявиля, которые разрабатывали самолёты для СССР. Одним из первых проектов в этой области стал опытный двухместный истребитель ДИ-4.

Великая Отечественная война

Перед войной Семён Лавочкин был назначен главным конструктором перспективного конструкторского бюро авиационного завода № 21 в городе Горьком (ныне Нижний Новгород). Здесь полным ходом шло освоение производства на тот момент нового скоростного истребителя, где широко использовалась специальная дельта-древесина. Эту боевую машину Лавочкин сконструировал совместно с Владимиром Горбуновым и Михаилом Гудковым. Отсюда и аббревиатура – «ЛаГГ».

Именно на этих истребителях 22 июня 1941 наши летчики давали отпор вероломно вторгшемуся в Советский Союз врагу.

Самолёт «ЛаГГ-3» по некоторым своим лётно-техническим характеристикам уступал немецким самолётам. Конструкторы понимали это и постоянно занимались его модернизацией и устранением недостатков, связанных с двигателем и вооружением. Попутно инженеры работали над созданием принципиально нового истребителя.

«Лавочкин – 5»

Плодом такой работы стало создание летом 1942 года нового истребителя, получившего наименование – «Ла-5». Он бы разработан на основе некоторых конструктивных элементов «ЛаГГ».

Новый одноместный истребитель «Ла-5» представлял собой деревянный моноплан с низко расположенным крылом и закрытой кабиной пилота, звездообразным двигателем М-82 воздушного охлаждения. Самолёт имел гидравлический привод для выпуска и уборки шасси.

Истребитель обладал довольно большим запасом прочности, что позволяло спасти жизнь лётчика и сам самолёт. В условиях военного времени у него были неоспоримые плюсы при массовом производстве. Его изготовление не было затратным, за исключением необходимых для обработки дельта-древесины иностранных смол. Позже дельта-древесина была заменена сосной и березовым шпоном. Основным вооружением истребителей Лавочкина в годы войны являлись две синхронизированные 20-мм авиационные пушки ШВАК, которые располагались над двигателем.

Работа над собой

В процессе серийного производства и эксплуатации Ла-5 конструкция самолёта и технология его производства менялись, вносились коррективы и создавались модификации с форсированными двигателями, нагнетателями, повышенными лётно-техническими характеристиками и другим оборудованием. Так появились модификации истребителя Ла-5Ф, Ла-5ФН и новый самолёт Ла-7 воплотивший в себе все передовые на тот момент авиационные технологии.

Производство Ла-5 началось в августе 1942 года, следующая версия самолёта Ла-5Ф (форсированный) пошла в серию в декабре того же года. После победы под Сталинградом были учтены пожелания лётчиков и в марте 1943 года стартовало производства Ла-5ФН (форсированный с нагнетателем).

Каждая из новых генераций истребителя помимо изменений, связанных с двигателем, имели и другие конструктивные и технологические новшества. Среди них - бронеспинки, бронестёкла, новые средства связи и другие узлы и агрегаты. При этом Ла-5ФН в конце 1943 года неофициально считался сильнейшим истребителем на советско-германском фронте. По тактико-техническим характеристикам самолет обходил не только немецкие модели, но в целом был лучшим среди других советских и даже иностранных самолётов, которые поставлялись в ВВС РККА по ленд-лизу.

Последний истребитель периода войны, спроектированный Семёном Лавочкиным, стал – Ла-7, запущенный в производство в 1945 году. Он, наряду с английским истребителем «Спитфайр», является одним из лучших самолетов не только Великой Отечественной, но и Второй мировой войны.

Всего за время производства истребителей Лавочкина, с августа 1942 года по сентябрь 1945 года, было изготовлено более 20 тысяч самолётов различных модификаций и версий.

«Лавочкины» в бою

Ла-5 получили боевое крещение в ходе Сталинградской битвы осенью-зимой 1942-1943 годов. Новый истребитель пришёл по душе нашим лётчикам больше, чем «ЛаГГ». По летно-техническим характеристикам Ла-5 не уступал немецким Мессершмитту Вf-109 и Фокке-Вульфу FW 190А. Он даже обладал рядом преимуществ перед ними. К примеру - превосходил их по маневренности на низких и средних высотах до 3,5 километра, где велись основные воздушные схватки между ВВС Красной Армии и Люфтваффе вермахта.

Наибольшее распространение и боевое применение истребители Лавочкина получили во время Курской битвы, где разыгрались ожесточённые бои не только на земле, но и в небе. Уже на второй день боев, 6 июля 1943 года, старший лейтенант Александр Горовец из 88-го истребительного авиаполка атаковал большую группу немецких пикирующих бомбардировщиков. На Ла-5 он сбил в этот день 9 Юнкерсов «Ju-87».

В годы войны на истребителях Лавочкина летали известнейшие по обе стороны фронта советские лётчики-истребители. Среди них самый результативный советский ас Трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб (62 победы), дважды Герои Советского Союза Алексей Алелюхин (57 побед), Кирилл Евстигнеев (56 побед), Амед-Хан Султан (49 побед), Николай Скоморохов (46 побед), Владимир Лавриненко (46 побед), Виталий Попков (42 победы) и многие другие.

После войны

После Великой Отечественной войны Семён Лавочкин вместе с другими инженерами и конструкторами ОКБ-301, активно занимались созданием советских реактивных истребителей. Плодом такой работы стал Ла-15, который стоял на вооружении советских ВВС до 1949 года. Сменил его более перспективный и универсальный истребитель МиГ-15.

С середины 1950-х годов КБ Семёна Лавочкина перепрофилировалось на разработку и создание ракетной техники: баллистических и зенитно-ракетных комплексов, а также создание первых ракет для освоения космического пространства. Этой работой НПО им. С.А. Лавочкина, ядром которого было ОКБ-301, успешно занимается и по сей день.

Артефакты Музея Победы

На открытой экспозиции вооружения, военной техники и инженерных сооружений Музея Победы представлены свыше 420 единиц различной техники, среди которых выделяется богатая коллекция авиационной техники стран-участниц Великой Отечественной и Второй мировой войн. В линии советских самолетов представлен истребитель «ЛаГГ-3» из состава 9-го истребительного авиаполка морской авиации Черноморского флота, на котором летал старший лейтенант Юрий Шипов в 1943 году.

Также на площадке экспонируется «Ла-5» из состава 4-го гвардейского истребительного авиационного полка морской авиации Балтийского флота. На этом самолете летал Герой Советского Союза Георгий Костылев.

#ам_сб

Приключения географа на фронте
Приключения географа на фронте

Это случилось лет 12 назад. Я только приступал к сбору материалов для докторской диссертации....

16.04.2025

Имена в летописи

Век Иннокентия Смоктуновского
Век Иннокентия Смоктуновского

28 марта 2025 года исполняется 100 лет со дня рождения народного артиста СССР, советского...

28.03.2025

Имена в летописи

110 лет со дня рождения легендарного снайпера
110 лет со дня рождения легендарного снайпера

23 марта исполняется 110 лет со дня рождения снайпера, Героя Советского Союза Василия Григорьевича...

23.03.2025

Имена в летописи

120 лет со дня рождения Александра Родимцева
120 лет со дня рождения Александра Родимцева

Александр Ильич Родимцев родился 8 марта 1905 года в селе Шарлык ныне Шарлыкского района...

08.03.2025

Имена в летописи

Легенда флота — Сергей Горшков
Легенда флота — Сергей Горшков

26 февраля 1910 года, в городе Каменец-Подольский родился выдающийся советский флотоводец Сергей Георгиевич Горшков....

26.02.2025

Имена в летописи

День рождения маршала Тимошенко
День рождения маршала Тимошенко

Семен Константинович Тимошенко — одна из ключевых фигур советской военной истории. Его карьера отражает...

18.02.2025

Имена в летописи

Приключения географа на фронте
Имена в летописи
Приключения географа на фронте
16.04.2025
Век Иннокентия Смоктуновского
Имена в летописи
Век Иннокентия Смоктуновского
28.03.2025
110 лет со дня рождения легендарного снайпера
Имена в летописи
110 лет со дня рождения легендарного снайпера
23.03.2025
120 лет со дня рождения Александра Родимцева
Имена в летописи
120 лет со дня рождения Александра Родимцева
08.03.2025
Легенда флота — Сергей Горшков
Имена в летописи
Легенда флота — Сергей Горшков
26.02.2025
День рождения маршала Тимошенко
Имена в летописи
День рождения маршала Тимошенко
18.02.2025
Гений военной мысли Чуйков
Имена в летописи
Гений военной мысли Чуйков
12.02.2025
Инженерный гений XX века
Имена в летописи
Инженерный гений XX века
09.01.2025
Боевой путь маршала Кошевого
Имена в летописи
Боевой путь маршала Кошевого
21.12.2024
Дорога жизни художника-фронтовика
Имена в летописи
Дорога жизни художника-фронтовика
19.12.2024
История побед Николая Ватутина
Имена в летописи
История побед Николая Ватутина
16.12.2024
Столетие человека-легенды
Имена в летописи
Столетие человека-легенды
05.12.2024
Герой советской разведки
Имена в летописи
Герой советской разведки
25.11.2024
115 лет со дня рождения Михаила Миля
Имена в летописи
115 лет со дня рождения Михаила Миля
22.11.2024
День рождения великого оружейника
Имена в летописи
День рождения великого оружейника
10.11.2024
Легендарный военачальник
Имена в летописи
Легендарный военачальник
08.11.2024
120-летие конструктора легендарного танка
Имена в летописи
120-летие конструктора легендарного танка
29.10.2024
110 лет со дня рождения советского танкового аса
Имена в летописи
110 лет со дня рождения советского танкового аса
14.10.2024
Героическая судьба Марата Казея
Имена в летописи
Героическая судьба Марата Казея
10.10.2024
И женщины могут летать!
Имена в летописи
И женщины могут летать!
08.10.2024