Австрийско-израильская драма «Свидетельство», снятая израильским режиссером Амихаем Гринбергом, стала одной из картин, тепло встреченных зрителями на кинофоруме «Дни военно-исторического кино». На ДВИК картину представила атташе по культуре посольства Израиля в России Яна Котляр-Галь. Об освещении темы Холокоста, знакомстве с историей через кино и важности свежих взглядов на трагедию она рассказала в интервью агентству «Победа РФ».
- Почему выбрали такой фильм для показа на «Днях военно-исторического кино»?
- Мы высоко ценим сотрудничество с Музеем Победы, организовавшим Кинофорум. Мы представили очень интересную и полезную историю. Она рассказывает зрителю о реальных событиях Второй мировой войны, при этом позволяет по-особому взглянуть на них. Я думаю, что «Свидетельство» Амихая Гринберга - это замечательный и трогательный фильм.
- Как на ваш взгляд – насколько тема Холокоста освещена в мировом кинематографе и культуре в целом?
- Я думаю, что этот процесс идет: появляются новые фильмы о Второй мировой войне и о Холокосте. Снимаются не только израильские, но и иностранные фильмы. Очень важно, чтобы и в дальнейшем эта тема освещалась, создавались новые картины о нашей общей истории. Важно, чтобы эти фильмы видели будущие поколения, чтобы было понимание и память о том, что это - наша общая трагедия и что никогда страшные события того времени не должны повториться.
- Какие фильмы о Холокосте нужнее и важнее – документальные или художественные?
- Я думаю, что у художественных и документальных фильмов две разные цели. Когда мы говорим о знакомстве нового поколения с историей – в таком случае художественные лучше, потому что они легче воспринимаются и понимаются. Когда ребенку 14-15 лет, и он еще слабо знаком с историей, к примеру, что-то слышал о том, что была Вторая мировая, сражалась Красная армия, был Холокост, то ему будет немного тяжелее сразу увидеть документальные фильмы. Так что я думаю, правильно, когда знакомство с историей начинается с художественных фильмов.
При этом, документальные фильмы очень важны, потому что это материалы, которые не должны потеряться. Это память, которую надо хранить. Уже бывали случаи, когда архивы страдали от пожаров… Нельзя, чтобы эти материалы ушли.
«Дневник Анны Франк. Параллельные истории» – это прекрасный пример того, как художественный фильм создали на основе документальных источников. То, как он сделан, должно быть близко новым поколениям. И я надеюсь, просмотр таких фильмов подтолкнет их к мысли о том, что подобное больше не должно повторяться.
- Как не допустить искажения истории Второй мировой, замалчивания ее страшных эпизодов?
- Нужно освещать наши общие трагические страницы истории. Об этом особенно много говорится в этом году, когда отмечается 75-летие Победы над нацизмом. Мы всегда будем помнить вклад Красной армии в Победу, а также роль советских солдат в разгроме нацистов и освобождении узников лагерей смерти. Это совершенно правильно.
В начале года в Иерусалиме президент России Владимир Путин открыл памятник «Свеча памяти», и это также говорит о сотрудничестве Израиля и России в деле сохранения истории.
II Международный кинофорум «Дни военно-исторического кино» открылся 2 сентября в Музее Победы. В этом году организаторы посвятили фестиваль 100-летию выдающегося советского режиссера и актера Сергея Бондарчука. Во время бесплатных показов, которые проходили до 6 сентября, зрители увидели лучшие фильмы о войне из России, Великобритании, Бразилии и Израиля.
Среди партнеров кинофорума в 2020 году: Министерство обороны РФ, Министерство культуры РФ, Общественная Палата РФ, Правительство Москвы и другие. Фестиваль проводится при поддержке Фонда президентских грантов.
#сб