Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Железнодорожные воины

1046

Ежегодно в нашей стране 6 августа свой профессиональный праздник отмечают действующие военнослужащие, ветераны вооружённых сил, а также гражданские специалисты Железнодорожных войск Российской Федерации. Праздник установлен на основании указа Президента России от 19 августа 1996 года.

1851 г. – 1918 г.

Железные дороги во всевозрастающих объёмах начали появляться в Российской империи на рубеже 1840-х – 1850-х годов. Император Николай I переброске войск, перевозке стратегически важных грузов из одного конца империи в другую и в целом железнодорожным коммуникациям отводил почти главную стратегическую роль в обороноспособности страны. Это сыграло свою роль для СССР уже в годы Великой Отечественной войны. А пока 6 августа 1851 года императором было учреждено «Положение о составе управления Санкт-Петербурго-Московской железной дороги», которое стало точкой отсчёта специальных железнодорожных войск, в состав которых входили 14 отдельных военно-рабочих, кондукторских и телеграфных рот, общей численностью почти в 5 тысяч человек.

Главные задачи войск - поддержание в рабочем состоянии железнодорожного полотна, охрана переездов и стратегически важных объектов, а также платформ и мостов.

Начиная с 1870-х годов, когда Российская империя активно участвовала в войнах и локальных конфликтах в них непременно принимали участие и воины-железнодорожники. Они, вплоть до начала русско-японской войны 1904—1905 годов, являлись составной частью инженерных войск и находились в подчинении Главного инженерного управления Военного министерства Российской империи.

В 1905 году железнодорожные войска были выделены из состава инженерных войск и выведены из подчинения Главного инженерного управления с подчинением Управлению военных сообщений (ВОСО) при Главном штабе Русской императорской армии.

Железнодорожники принимали участие и в Первой мировой войне.

После политического кризиса в стране и двух революций к власти в России пришли Советы. Старые институты ликвидировались, что не обошло стороной и железнодорожные войска, которые 27 января 1918 года прекратили своё существование.

1918 г. – 1941 г.

На место ликвидированного Управления военных сообщений пришёл Наркомат путей и сообщений, ставший впоследствии НКПС СССР, которые, по сути, выполняли те же функции, к которым прибавились ещё и инженерное строительство, развитие и интенсификация перевозок, внедрение научной базы в создание новых видов материалов для ж/д и автомобильных дорог, разработка и создание новых видов подвижного и локомотивного составов, а также технологий их производства.

Одной из самых главных задач в 20-е – 30-е годы прошлого столетия было восстановление сообщения между городами по все стране и с заграницей, восстановление подвижного состава. После Первой мировой войны и Гражданской было уничтожено или повреждено свыше 60% всей железнодорожной сети страны, почти 80% локомотивного и почти 90% вагонного парков. К началу 1929 года всё это удалось восстановить до довоенного уровня 1913 года.

К 1941 году железнодорожная сеть СССР, благодаря усердию военнослужащих Железнодорожных войск, простиралась на 107 тысяч километров, а объёмы грузовых перевозок превышали 590 миллионов тонн в год.

1941 г. – 1945 г.

С первого дня Великой Отечественной 22 июня 1941 года и до последнего дня Второй мировой 3 сентября 1945 года железнодорожные войска были на переднем крае. Железнодорожники осуществляли перевозки материального обеспечения войск и личного состава Красной армии, строили новые локомотивы и вагоны, эвакуировали целые промышленные предприятия, вывозили культурные ценности и граждан.

Для проведения всех фронтовых операций использовался железнодорожный транспорт. Гражданские специалисты и военнослужащие-железнодорожники самоотверженно трудились на благо тыла и фронта для скорейшего достижения победы.

За годы Великой Отечественной и заключительного периода Второй мировой, было перевезено более 20 миллионов вагонов, или 444 213 поездов. Состав из этих вагонов опоясал бы земной шар по экватору более шести раз. За годы войны свыше 140 работникам железнодорожного транспорта и военнослужащим были присвоены высокие звания Героев Социалистического Труда и Героев Советского Союза.

В послевоенное время железнодорожниками были восстановлены и заново отстроены свыше 120 тысяч километров железнодорожных путей, причём в те районы и области, где их не было и до войны.

Артефакты Музея Победы

На площадке вооружения, военной техники и инженерных сооружений Музея Победы железнодорожным войскам, а также инженерным сооружениям Наркомата путей и сообщений СССР в годы Великой Отечественной войны посвящён отдельный раздел, которые начал свою работу вместе с открытием музея 9 мая 1995 года, в честь 50-летия Победы.

На экспозиции представлены уникальные экспонаты. Среди них - товарный паровоз типа 0-5-0 серии «ЭУ», санитарный и грузовые крытые двухосные вагоны, грузовая открытая платформа, гидравлическая колонка для экипировки водой паровозов, дизельный разборный металлический копер РМК-5, ручной молот для забивания свай в землю, а также временный железнодорожный мост (восстановленный) и реконструкция разрушенного железнодорожного капитального моста.

На экспозиции представлены макеты противотанковых мин: ТМ-35 и ТМ-35М, ПМЗ-40, ТМ-41 и ТМД-44, которые применялись советскими партизанами при подрыве железнодорожного полотна и разрушении крупных объектов противника.

В новой экспозиции Музея Победы «Подвиг Народа» эвакуации промышленности, культурных ценностей и граждан посвящён отдельный раздел «Чудо эвакуации». В натуральную величину выстроен вокзал с путями и вагонами, готовыми для погрузки материальных ценностей и вагоны-теплушки для людей.

#ам_дс

80 лет со дня начала работы Потсдамской конференции
80 лет со дня начала работы Потсдамской конференции

С 17 июля по 2 августа 1945 года в Потсдаме прошла третья и завершающая конференция...

17.07.2025

Страницы истории

История высшего военного звания
История высшего военного звания

26 июня 1945 года было учреждено звание Генералиссимуса Советского Союза. С этой знаменательной даты...

26.06.2025

Страницы истории

Триумфальное шествие в честь Победы
Триумфальное шествие в честь Победы

24 июня 1945 года исполняется 80 лет со дня проведения первого Парада Победы. В...

24.06.2025

Страницы истории

Возвращение Знамени Победы
Возвращение Знамени Победы

80 лет назад, 20 июня 1945 года, из Берлина в Москву было доставлено Знамя...

20.06.2025

Страницы истории

Введение особых наград
Введение особых наград

80 лет назад, 9 июня 1945 года, были учреждены медали СССР «За взятие Берлина»,...

09.06.2025

Страницы истории

Послевоенное переустройство Германии
Послевоенное переустройство Германии

80 лет назад, 5 июня 1945 года, в Берлине состоялось подписание Декларации о поражении Германии...

05.06.2025

Страницы истории

80 лет со дня начала работы Потсдамской конференции
Страницы истории
80 лет со дня начала работы Потсдамской конференции
17.07.2025
История высшего военного звания
Страницы истории
История высшего военного звания
26.06.2025
Триумфальное шествие в честь Победы
Страницы истории
Триумфальное шествие в честь Победы
24.06.2025
Возвращение Знамени Победы
Страницы истории
Возвращение Знамени Победы
20.06.2025
Введение особых наград
Страницы истории
Введение особых наград
09.06.2025
Послевоенное переустройство Германии
Страницы истории
Послевоенное переустройство Германии
05.06.2025
Орден с трехвековой историей
Страницы истории
Орден с трехвековой историей
01.06.2025
85 лет со дня учреждения медали «Серп и Молот»
Страницы истории
85 лет со дня учреждения медали «Серп и Молот»
22.05.2025
Военная гидрометеорология без тайн
Страницы истории
Военная гидрометеорология без тайн
16.05.2025
Московскому метрополитену 90 лет
Страницы истории
Московскому метрополитену 90 лет
15.05.2025
Медали «За победу над Германией» 80 лет  
Страницы истории
Медали «За победу над Германией» 80 лет  
09.05.2025
50 лет первому исполнению знаменитой песни
Страницы истории
50 лет первому исполнению знаменитой песни
09.05.2025
Победоносное завершение Великой Отечественной
Страницы истории
Победоносное завершение Великой Отечественной
09.05.2025
Высшей степени отличия городов — 65 лет
Страницы истории
Высшей степени отличия городов — 65 лет
08.05.2025
Героизм Мурманска и Смоленска отмечен званием 
Страницы истории
Героизм Мурманска и Смоленска отмечен званием 
06.05.2025
Освобождение Праги
Страницы истории
Освобождение Праги
05.05.2025
Водружение Знамени Победы над Рейхстагом
Страницы истории
Водружение Знамени Победы над Рейхстагом
30.04.2025
Историческая встреча на Эльбе
Страницы истории
Историческая встреча на Эльбе
25.04.2025
Первый командир легендарных «катюш»
Страницы истории
Первый командир легендарных «катюш»
24.04.2025
Начало Берлинской стратегической наступательной операции
Страницы истории
Начало Берлинской стратегической наступательной операции
16.04.2025