Историю надо принимать такой, какой она была, не придумывая лишнего, уверен временный поверенный в делах Израиля в России Яков Ливне. О воспитании подрастающего поколения, израильском подходе к патриотизму и общей памяти дипломат рассказал в интервью агентству «Победа РФ».
- Часто ли в ходе деятельности приходится сталкиваться с искажениями истории?
- К сожалению, эта тема нам знакома. Мы видим, причем не только в последнее время, разные попытки отрицания Холокоста. Это происходит даже на уровне стран. Например, Иран постоянно отрицает Холокост, даже проводит конкурсы карикатур, посвященные этой теме, что совершенно несопоставимо ни с исторической действительностью, ни с человеческой совестью. Видим и другие попытки переписать историю Холокоста. Для нас все эти попытки совершенно неприемлемы и мы продолжаем с ними бороться.
- Вопрос переписывания истории в настоящее время стоит очень остро. Дипломаты вступают в публичную полемику, спорят, СМИ не упускают ни единого высказывания. С чем, на ваш взгляд, это связано?
- И 10, и 20, и 30 лет назад мы видели разные попытки манипулировать историей вообще и историей Второй мировой войны и Холокоста в частности. Мы считаем, что это история, надо принимать ее такой, какой она была, а не придумывать какие-то несуществующие вещи. Это относится и к историкам, и к политикам, и к дипломатам. Мы все должны придерживаться исторической правды вообще и, конечно, когда речь идет о такой значимой, трагической части нашей общей истории, как Вторая мировая война и Холокост.
- Вы родились в СССР, обучались в Израиле и США, наверняка вам приходилось иметь дело с учебниками по истории, изданными в разных странах. Обращали ли внимание на какие-то разночтения в подаче исторических фактов?
- В Израиле история Второй мировой войны и история Холокоста - это обязательная часть образовательной программы и в школах, и в вузах. Эта важная тема и, бесспорно, самая трагическая страница в истории еврейского народа.
Не берусь сказать, как сегодня обучаются в России - были разные изменения в учебной программе. Понятно, что сегодня в российской образовательной системе тема Холокоста изучается глубже, чем это было в прошлом. Мы знаем, что, к сожалению, в советские времена эта тема вообще никак не обсуждалась, не изучалась. Ее не было в учебной программе, и она никак не обсуждалась в советском обществе.
К счастью сейчас это изменилось. И сегодня, я думаю, что между Израилем и Россией нет разногласий в подаче фактов. Это период был трагическим не только для еврейского, но и для советского народа. Мы знаем, какие тяжелейшие потери понес Советский Союз. Владимир Владимирович Путин, выступая в Иерусалиме во время последнего визита (в ходе форума памяти Холокоста 23 января 2020 года – прим.ред.), назвал количество погибших в войну советских граждан - 27 миллионов. В числе этих страшных потерь почти 3 миллиона евреев - граждан СССР. И мы также помним, что более полумиллиона евреев - солдат и офицеров - воевали в рядах Красной армии. Более 200 тысяч из них погибло на войне. Так что это часть нашей совместной истории.
- Бытует мнение, что в России в последние годы тема Великой Отечественной войны вызывает слишком большой ажиотаж, появился даже термин «победобесие». На ваш взгляд насколько справедливо такое мнение?
- Я не хочу вдаваться в полемику по этому вопросу, если она существует в российском обществе. Но могу сказать, как это видится стороннему наблюдателю. Мы с пониманием и вниманием относимся к простым историческим фактам. Снова вернусь к тому, о чем сказал Владимир Путин - 27 миллионов погибли. Лично мне кажется - невозможно об этом не говорить, необходимо об этом помнить. Надо понимать, почему это произошло. Во-первых, для того чтобы отдать дань уважения тем, кто воевал за спасение человечества от нацизма, и, во вторых, чтобы такое никогда не могло повториться.
- Как в Израиле прививают любовь к Родине. Есть ли проекты по патриотическому воспитанию?
- У нас нет понятия «патриотическое воспитание». Но есть чувство, объединяющее большинство израильтян, которые любят свое государство, которые знают, почему это государство существует. Немаловажен, кстати, тот факт, что мы помним, что случилось с еврейским народом, когда у нас не было государства. Так что это тоже важная составляющая нашей истории, нашей самоидентичности в этом контексте. Разумеется, большинство израильтян гордятся тем, чего Израиль смог достичь за последние десятилетия в области науки, в области культуры. Горды тем, что мы можем сами защищать свое государство, несмотря на то, что находимся в непростой геополитической ситуации. К этому добавляются, конечно, еврейские традиции, которые существуют уже тысячи лет. Всё вместе создает, полагаю, израильский подход к теме патриотизма.
- Планируется ли создание мемориалов на территории России совместно с посольством Израиля?
- Мы ценим, что в Москве действует музей при мемориальной синагоге на Поклонной горе, и несколько лет назад открылся Еврейский музей и центр толерантности, части экспозиции которых посвящены истории Холокоста. За последние годы в мире появляются музеи, посвященные теме Холокоста, такие предложения были в России тоже. В российских регионах на местах расстрелов еврейского населения нацистами год от года устанавливается всё больше и больше памятников. В советское время такой возможности не было. Это делается вместе с местными властями, еврейской общиной. Где это возможно - мы помогаем, и будем рады продолжать содействовать в таких проектах. Мы ценим и поддерживаем подобные начинания.
#сб