Легендарный освободитель Европы

Танк Т-34 наряду с пистолетом-пулемётом Шпагина (ППШ), штурмовиком Ил-2, и реактивным минометом «Катюша» стал одним из символов обеды СССР в Великой Отечественной войне.

19 декабря 80 лет назад постановлением Комитета обороны при СНК СССР танк Т-34 принят на вооружение.

Уже после войны ведущими мировыми экспертами разных стран, включая и вчерашних противников, наш средний танк Т-34 был признан лучшим в своём классе по совокупности технических характеристик. После войны боевая машига взята на вооружение 40 стран. И по сей день десятки этих танков по всему миру ещё несут службу. В чём же состоит феномен этой машины, созданной под руководством Михаила Кошкина?

Выбор вектора танкостроения

В конце 1930-х годов прошлого века основу танкового парка Красной Армии составляли легкие танки БТ-5/БТ-7 и Т-26. Они имели противопульную бронезащиту, поэтому одним из направлений развития советского танкостроения стало повышение бронезащиты танков от огня наиболее распространенных противотанковых средств вероятных противников.

Практически все перспективные разрабатываемые боевые машины должны были выдерживать огонь 37-мм противотанковых пушек, которые оказались главным врагом советских танков в Испании. Добиться улучшения можно было при помощи увеличения толщины брони или путём расположения бронелистов корпуса под значительными углами наклона с высокой долей рикошета от вражеских снарядов.

Кроме того, опыт войны в Испании показал, что для успешного уничтожения огневых точек и укреплений противника на поле боя необходима установка на танк орудий большего калибра, чем 37 или 45 мм.

Какой танк нужен Красной армии?

Осенью 1937 года Автобронетанковое управление Красной армии выдало техническое задание Харьковскому паровозостроительному заводу с указанием создания принципиально нового танка, который должен был заменить танки серии «БТ». Руководителем танкового отдела Харьковского завода ещё в конце 1936 года был назначен 38-летний Михаил Кошкин. Для выполнения этого задания Михаил Ильич организовал новое подразделение – КБ-24, которое в течении очень сжатого промежутка времени, менее года, спроектировало колесно-гусеничный танк под индексом «А-20».

«А-20» отличался новой формой корпуса, в нем впервые в отечественном танкостроении было применено круговое расположение броневых листов под рациональными углами наклона. Танк А-20 отличался также новым приводом к ведущим колесам, три из четырех катков, располагавшихся с каждого борта машины, были ведущими и приводились в движение дизельным танковым двигателем В-2, который впервые был установлен на танки СССР.

Получившийся в итоге колёсно-гусеничный танк «А-20» не сильно обходил по показателям модифицированную версию серийного танка БТ-7М, что в итоге послужило поводом к созданию в КБ-24 «инициативного» танка, получившего обозначение «А-32 (Т-32)».

Внешне танк был похож на «А-20», но существенным отличием была установка на А-32 более простого гусеничного движителя, что позволило не только значительно упростить конструкцию танка, но и за счет сэкономленного веса усилить его бронезащиту и установить более мощное орудие, а также добавить танку пятый ряд катков. На танке «А-32» было установлено танковое орудие «Л-10» калибра 76 мм. К лету 1939 года опытные образцы танков «А-20» и «А-32» были изготовлены и представлены Государственной комиссии для проведения испытаний. Комиссия отметила, что оба танка «по прочности и надежности выше всех опытных образцов, выпускаемых ранее», но ни одному из них не было отдано предпочтение.

С некоторыми доработками на образцах были проведены повторные испытания опытных танков осенью 1939 года на подмосковном полигоне в Кубинке, где «А-32» с только гусеничным движителем показал своё превосходство. В это время начавшаяся Советско-финляндская война и опыт эксплуатации бронетанковых войск показал, что на поле боя в условиях пересеченной местности и сложного грунта, особенно в осенне-зимний период, быструю смену позиции и высокую проходимость могут обеспечить только гусеничные машины, что подтвердило правоту Кошкина.

В предельно короткие сроки инженеры и конструктора КБ-24 провели усовершенствование танка путем дальнейшего усиления бронезащиты, установки нового орудия Л-11 того же калибра, осуществления ряда других конструктивных изменений. В результате чего был создан образец танка, получивший наименование «А-34», который должен был быть показан руководству страны. Несмотря на то, что окончательные испытания эти танки не прошли 19 декабря 1939 года танк Т-34 и тяжёлый танк КВ-1 были приняты на вооружение Красной Армии.

Судьба человека, судьба машины

До показа правительству страны в Москве, назначенного на март 1940 года, каждому из двух образцов танка Т-34 необходимо было пройти на заводских полигонах 2 тысячи километровый пробег для окончания всего объёма испытаний. Сделать это не успевали в срок. Волевым решением главного конструктора Михаила Кошкина было решено, что необходимый километраж танки пройдут не на полигоне, а в ходе танкового пробега на смотр в Кремль длиной в 750 километров от Харькова до Москвы.

5 марта 1940 года колонна из двух Т-34 и двух тягачей «Ворошиловец», один из которых был оборудован под жильё, а другой с запчастями, взяла курс на столицу. Из соображений секретности, маршрут следования был проложен в обход крупных населённых пунктов и основных дорог. Мостами разрешалось пользоваться в случае невозможности перейти реку по льду или вброд и исключительно в ночное время. График пробега учитывал не только время движения и отдыха, но также и расписание поездов на пересекаемых железнодорожных линиях и прогноз погоды на маршруте. Средняя скорость движения колонны не должна была превышать 30 км/ч.

Пробег в целом прошёл хорошо, за исключением одного инцидента. Недалеко от Белгорода, во время движения по снежной целине, у одного из танков сломался главный фрикцион. Михаил Кошкин решил продолжать движение с одним танком, а к вышедшему из строя вызвали с завода ремонтную бригаду, после чего и вторая машина продолжила движение.

На подъезде к Серпухову колонну встретил замнаркома среднего машиностроения  Алексей Горегляд. Исправный танк прибыл в Москву на завод № 37, находившийся тогда на юго-западе города, а через несколько дней пришла и вторая машина. В эти дни Михаилу Ильичу Кошкину стало плохо – во время пробега он серьёзно простудился, но лечиться отказывался, так как нужно было работать.

В ночь на 17 марта 1940 года обе «тридцатьчетвёрки» прибыли на Ивановскую площадь московского Кремля. Кроме Кошкина, в Кремль допустили только двоих водителей завода № 183. После осмотра техники и её проезда, руководству страны танки понравились, после чего они были отправлены для дальнейших испытаний обстрелом различными снарядами. По результатам обстрела было решено внести изменения в конфигурацию башни. Предсерийные танки Т-34 успешно прошли испытания и на Карельском перешейке, на оставшихся после войны с финнами противотанковых препятствиях линии Маннергейма. В результате чего 31 марта 1940 года был подписан протокол Государственного Комитета Обороны о начале серийного производства танка Т-34. В апреле 1940 года, возвращаясь обратно на танках своим ходом в Харьков, под Орлом, одна из испытательных машин опрокинулась, проходя по льду в воду. Помогая вытаскивать танк, Михаил Кошкин и так уже сильно простуженный, промок и окончательно подорвал своё здоровье. По возвращению в Харьков заболевание обострилось. Ему пришлось удалить одно лёгкое. Михаила Ильича для реабилитации отправляют в заводской санаторий. Однако вернуться к работе над своим детищем конструктору не удалось. 26 сентября 1940 г., в возрасте 41 года конструктор уйдёт из жизни. Случится это за 9 месяцев до начала Великой Отечественной войны, где танк, созданный им и коллективом под его руководством, правда модифицированный уже в далёком 1945 году войдёт во вражескую столицу. Пройдёт время и его танки будут установлены, как памятник в честь мужества и героизма воинов Красной Армии во многих городах и странах, освобождённых нашими солдатами при поддержке Т-34.

Артефакты Музея Победы

В составе экспозиции вооружения, военной техники и инженерных сооружений Музея Победы под открытым небом представлена широкая экспозиция бронетанкового вооружения стран участниц Великой Отечественной и Второй мировой войн. В частности полностью представлен весь парк советских бронетанковых войск от танкеток начала 30-х годов прошлого столетия и заканчивая такими тяжеловесами, как Ис-3. Особое место в составе экспозиции занимают и танки Т-34.

Один из них, танк Т-34-76 изготовленный заводом № 112 «Красное Сормово» в 1942 году, с надписью на башне «От рабочих Казахстана», в ходе боя 5 декабря 1942 года у деревни Жарки Новосокольнического района Псковской области огнем и гусеницами уничтожил более 100 немецких солдат. При преследовании отходящего врага под танк были брошены две противотанковые гранаты, от взрыва одной из них гусеница танка разорвалась. Машину по инерции занесло, и она затонула в озере Жарки. Экипаж успел покинуть боевое отделение.

В октябре 1998 года танк был поднят с девятиметровой глубины озера и 29 апреля 1999 года был передан в дар музею администрацией Новосокольнического района и поисковиками.

Также в экспозиции представлен и другой танк Т-34-76, изготовленный во второй половине 1942 года заводом № 183, эвакуированный из Харькова в Нижний Тагил с усовершенствованной башней типа «гайка». Он принимал участие в боевых действиях в Великолукском районе Псковской области.

13 декабря 1942 года танки Т-34-76 из состава 1-го батальона 33-й танковой бригады поддерживали в бою недалеко от деревни Островиты части и подразделения 44-й стрелковой дивизии. В разгар боя танк провалился под лед, экипажу тоже удалось спастись.

На борту «тридцатьчетвёрки», извлеченной из болота Псковской областной военно-патриотической поисковой организацией «След Пантеры» сохранились надписи «Доватор» и «За знамя ГКО». Эта боевая машина была отреставрирована и заняла своё достойное место в составе экспозиции Музея Победы в 2001 году.

Ещё один из танков этого типа установлен на постаменте у входа в дирекцию Музея Победы. Его башня, изготовленная Сталинградским тракторным заводом зимой 1941/1942 годов, была обнаружена на месте боевых действий на Карельском перешейке и передана в дар музею в ноябре 1998 года, а шасси танка Т-34 передано музею киноконцерном «Мосфильм» в 1995 году.

И конечно же музей имеет в своей коллекции и выпускающуюся с зимы 1944 года последнюю серийную модификацию танка – Т-34-85. Эта боевая машина изготовлена заводом № 112 «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде в 1945 году и принимала боевое участие на заключительном этапе Великой Отечественной войны, а сейчас она экспонируется на площадке бронетехники экспозиции.

#ам_аг