В последнее время в нашем государстве уделяется существенное внимание вопросам геноцида советского народа в годы Великой Отечественной войны. На конференции, состоявшейся в Брянске в ноябре текущего года, мне довелось слушать интересное выступление моего коллеги по Институту военной истории Владимира Морковчина. Он говорил о том, что Нюрнбергский трибунал осудил войска СС, но не осудил вермахт. В то время как, вермахт, в частности, проводил масштабные карательные акции против партизан и его военнослужащие виновны в бесчисленном количестве чудовищных преступлений против советских граждан. Ученый подкреплял свои слова конкретными примерами, которые нашли отражение, прежде всего, в немецких же документах. Не сомневаясь в будущей победе, фашисты не стеснялись подробно описывать в отчетах и письмах на родину, свои злодеяния.
Невольно задумался о вине немецкого флота. Эти вроде бы не вешали партизан, не расстреливали и не морили голодом до смерти военнопленных, не врывались в дома советских граждан, не насиловали и не грабили. Но и в их биографии имеются страшные страницы, не позволяющие вывести военных моряков Германии за скобки дискурса о военных преступлениях.
Одно из таких произошло 24 июля 1941 года. Советское гидрографическое судно «Меридиан» шло вдоль берегов Кольского залива. Оно доставляло в разные пункты побережья запасы продовольствия, гидрографов и метеорологов с семьями. Это было зверобойное судно, перепрофилированное в гидрографическое. С началом войны на него установили лишь пулемет и снабдили экипаж винтовками.
Ночью командир судна капитан-лейтенант В.Г. Егоров получил по радио предупреждение, что в районе, в котором он совершает плавание, обнаружены четыре немецких эскадренных миноносца. Офицер предпринял попытку укрыться от опасности под берегом, но оказалось поздно – беззащитное судно уже было обнаружено превосходящими силами противника.
Капитан-лейтенант В.Г. Егоров решил выбросить судно на берег. Так удалось бы спасти людей. Но один из немецких эсминцев открыл огонь, и первым же снарядом поразил ходовую рубку. Командир судна получил ранение, политрук погиб, «Меридиан» получил повреждения, из-за которых более не мог маневрировать.
Немцы подошли ближе к обездвиженному судну и принялись расстреливать его в упор из артиллерийских орудий и пулеметов. После получения нескольких пробоин в 3 часа 17 минут «Меридиан» затонул. 46 членов экипажа и пассажиров погибли. Лишь 17-ти людям чудом удалось доплыть до необитаемого острова Большой Лицкий.
Удивительно, но долгие десятилетия моряки Северного флота не могли найти «Меридиан». Лишь в 2022 году Гидрографическая служба обнаружила судно на дне Баренцева моря. Парадоксально, но это стало возможным после изучения немецких документов, в которых преступники педантично указали место потопления.
В поселке Мишуково, в котором располагались в годы войны и располагаются по сей день гидрографические суда Северного флота, был открыт мемориал. В основании заложена капсула с водой с места трагедии. На мраморных плитах высечены имена 46 погибших и нанесена надпись: «Вечная память членам экипажа гидрографического корабля «Меридиан», находившимся на его борту служащим маяков их детям, погибшим 24.07.1941 г. в Баренцевом море в результате варварского расстрела фашистскими эсминцами».
Ежегодно здесь проводятся памятные мероприятия. До недавнего времени в них принимали участие люди, выжившие в ту страшную ночь. Сегодня к мемориалу приходят их дети и внуки, а также гидрографы Северного флота.
Автор: военный историк доктор исторических наук Владимир Прямицын
#ак



