Во время международного форума «Байкал–Аляска: По следам АлСиба» в Иркутске участники обсудили подготовку экспедиции, которая повторит путь по секретной ранее трассе в 2026 году.
«Осмысление этой темы сегодня не является формальным чтением истории. Это живое, профессиональное и увлеченное сохранение исторической памяти, которое формирует наше мировоззрение и определяет ценностные приоритеты», - руководитель Национального центра исторической памяти при Президенте РФ, член Общественной палаты РФ и совета Российского исторического общества Елена Малышева.
Она подчеркнула, что, когда официальные дипломатические каналы сталкиваются с трудностями, особую значимость приобретает народная дипломатия. Именно так можно объединить жителей разных стран на почве общих дел и сохранения общей памяти.
«Это не просто реконструкция маршрута, но наша мировоззренческая позиция: осуждение нацизма как преступления против человечности. Мы видим в этом проекте важнейшее зерно формирования единого исторического пространства — пространства, где память становится основой диалога, сотрудничества и стратегического видения будущего. Особенно ценно, что инициатива объединяет опыт поколений: здесь — и те, кто десятилетиями сохранял память о войне, и молодёжь, которая теперь берёт эстафету. Это преемственность, это традиция, и именно она составляет ядро национальной исторической памяти», - сказала руководитель Национального центра исторической памяти при Президенте РФ, член Общественной палаты РФ и совета Российского исторического общества Елена Малышева.
Участие в секциях принимали члены Общественной палаты России, ученые, краеведы, предприниматели и путешественники.
«Это история о мужестве, о трудовой доблести, о героизме не просто военных летчиков, а еще гражданских людей, инженеров, людей, которые находились, строили эти населенные пункты, которые строили аэродромы. Это шесть с половиной тысяч тайги километров. Отсутствие вообще каких-то площадок. И это большой, большой героический труд, как и нашего народа, так и народа Соединенных Штатов. И основная цель нашей экспедиции — это переосмысление опыта межгосударственного взаимодействия и сотрудничества, как раз-таки в рамках научного, туристического и культурного просвещения двух стран, а также поиск новых возможностей и решений для возобновления наших взаимоотношений именно в ключе взаимодействия между культурами», — отметил соорганизатор проекта, учредитель авиационного учебного центра Максим Галенков.
В экспедиции задействуют три самолета типа Л-145, каждый из них рассчитан на четырех человек. Логистическое и техническое сопровождение возьмут на себе еще два воздушных судна Ан-2.
В 1942-1945 годах благодаря воздушной трассе Аляска-Сибирь доставили более восьми тысяч истребителей, бомбардировщиков, транспортных и учебно-тренировочных самолетов. По различным причинам над Североамериканским континентом разбились 133 самолета. На трассе АЛСИБ потеряли 73 самолета, погибло 115 советских летчиков.
Ранее сообщалось, что в Санкт-Петербурге состоялась презентация короткометражного документального фильма о совместной экспедиции Русского географического общества (РГО) и Министерства обороны России «Алсиб. Хроники воздушной трассы».
Также сообщалось, что в Красноярском крае поисковики нашли фрагменты самолета Douglas А-20G перелетов Аляска — Сибирь (Алсиб) в годы Великой Отечественной войны.
#аг



