20 ноября 1945 года в десять часов утра начался один из важнейших судебных процессов в истории человечества – Нюрнбергский процесс. К «Суду народов» или «Суду истории», как его стали называть, было приковано внимание всего мира.
На скамье подсудимых оказались 24 высших нацистских руководителя, обвинявшиеся в совершении военных преступлений. Их судил Международный военный трибунал, учрежденный СССР, Великобританией, Францией и США. Тогда был создан исключительный прецедент – к уголовной ответственности были привлечены руководители государства-агрессора, то есть те, кто реально формировал и проводил политику войны. В решениях трибунала была впервые зафиксирована преступная природа агрессии, дано правовое определение преступлений против мира и человечности, военных преступлений, а также установлено, что субъектами ответственности за их совершение могут быть не только физические, но также юридические лица и государства.
Символично, что международный суд над главными нацистскими преступниками проходил в Нюрнберге – именно в этом баварском городе в 1927 году собрался первый съезд нацистской партии, здесь же были приняты печально известные расовые законы (1935 г.), а в 1938 г. состоялся последний съезд, в котором участвовало около миллиона человек.
Судебный процесс длился почти одиннадцать месяцев. 30 сентября 1946 года, после череды многочисленных заседаний, изучения тысяч документов и заслушивания сотен свидетелей, Нюрнбергский международный военный трибунал огласил приговор бывшим нацистским лидерам. К смертной казни были приговорены: Г. Геринг, И. фон Риббентроп, В. Кейтель, Э. Кальтенбруннер, А. Розенберг, В. Фрик, Г. Франк, Ю. Штрейхер, Ф. Заукель, А. Йодль, А. Зейсс-Инкварт и М. Борман. К пожизненному заключению осудили Р. Гесса, Э. Редера и В. Функа. Длительные сроки лишения свободы (от 10 до 20 лет) получили А. Шпеер, Б. фон Ширах, К. фон Нейрат и К. Дениц. В ночь на 16 октября приговор был приведен в исполнение: 10 из 12 главных нацистских преступников были повешены в Нюрнбергской тюрьме (Геринг покончил с собой накануне казни, а Борман был приговорен заочно).
Важно отметить, что созданная союзниками масштабная модель организации открытых судов для наказания лиц, совершивших преступления в военное время, легла в основу проведения подобных процессов, но уже в рамках отдельных государств. И если на «Суде народов» СССР, США, Великобритания и Франция убедительно показали, что денацификация стала не только волей победителей, но и желанием побежденных, то «национальные суды» ряда стран продемонстрировали избирательность правосудия.
В этом отношении показательны процессы, организованные США над нацистскими военными преступниками меньшего масштаба (обвиняемыми являлись представители различных слоев нацистского режима, включая генералов, врачей, юристов, промышленников и пр.). Всего перед американским судом предстали 185 обвиняемых, из которых были признаны виновными – 142, приговорены к смертной казни – 24 (из них 11 помилованы), к пожизненному заключению – 20, к различным срокам – 98, оправданы – 35. Остальным восьми обвиняемым по разным причинам приговоры не были вынесены. В 1951 году многие осужденные попали под амнистию либо их сроки были существенно сокращены. Так, «промышленные короли» – Ф. Флик, А. Крупп и Ф. Тиссен – были оправданы, Г. Круппа и еще десять директоров концерна военный трибунал признал виновными в разграблении промышленных предприятий других государств и использовании рабского труда, однако обвинение их в развязывании войны было отвергнуто.
Здесь же будет уместным вспомнить о привлечении американцами к работе над передовыми военными и космическими программами немецких специалистов, замешанных в преступлениях нацистского режима, биографии которых беззастенчиво «отмывались» ради пользы дела.
Терпимое отношение к фашистским режимам наблюдалось в Испании, Португалии, Греции, Парагвае, Чили и других странах, что в совокупности создавало благоприятную почву для постепенного восстановления или оправдания фашистских идей в ряде государств, в том числе и на постсоветском пространстве.
#нп #еб



