15 ноября 1941 – образована Центральная объединенная киностудия (1941–1944 гг.)
Вновь пересматривая классику советского и мирового кино, не перестаешь удивляться тому, что «золотая коллекция» данного фильмофонда была создана в одно из страшных для нашей страны время – в годы тяжелых испытаний Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Именно тогда Алма-Ата по неволе стала кинематографической Меккой, на четыре года превратившись в центр киноиндустрии СССР.
С началом войны многие учреждения культуры наряду с предприятиями и заводами оборонно-промышленного комплекса были эвакуированы в тыловые регионы страны. Так, на базе эвакуированных киностудий «Ленфильм» и «Мосфильм» в столице Казахской ССР была создана Центральная объединенная киностудия (ЦОКС). «Изо дня в день подъезжали москвичи и шефы зарождающегося в Казахстане художественного кино – ленфильмовцы, поступало съемочное оборудование. И 15 ноября 1941 года решением Совнаркома Союза ССР студия ЦОКС была утверждена официально», – вспоминал ее бывший директор М.В. Тихонов.
Война потребовала громадных расходов. Однако, несмотря на то, что ассигнования на культуру сократились, работа культурно-просветительных учреждений не прекращалась. Более того творческая жизнь на ЦОКСе не замирала ни днем ни ночью. В павильонах (в основном ночами, потому что днем вся электроэнергия поглощалась промышленными предприятиями) и на натуре как в самом городе, так и в его окрестностях шли съемки, изготовлялись из фанеры бутафорские танки и самолеты, актеры и режиссеры устраивали концерты для раненых в госпиталях; во Всесоюзном государственном институте кинематографии, также эвакуированном в Алма-Ату, продолжался полноценный учебный процесс.
Столица Казахстана, где, по уверениям метеорологов, 365 солнечных дней в году, как никакой другой город подходила для организации беспрерывного кинопроизводства. Поначалу кинематографисты под руководством М.В. Тихонова доснимали фильмы, начатые на разных студиях: «Свинарка и пастух» (реж. И.А. Пырьев), «Машенька» (реж. Ю.Я. Райзман), «Котовский» (реж. А.М. Файнциммер). По сценарию К.М. Симонова были закончены фильмы «Парень из нашего города» и «Жди
меня». Уже через два месяца после учреждения объединенной киностудии на экраны вышел комедийный фильм «Антоша Рыбкин» (реж. К.К. Юдин), затем в течение нескольких лет: «Секретарь райкома» (реж. И.А. Пырьев), «Непобедимые» (реж. С.А. Герасимов и М.К. Калатозов), «Она защищает Родину» (реж. Ф.М. Эрмлер), «Фронт» (реж. братья Васильевы), «Актриса» (реж. Л.З. Трауберг), «Воздушный извозчик» (реж. Г.М. Раппопорт), «Во имя Родины» (другое название «Русские люди» – реж. В.И. Пудовкин и Д.И. Васильев), «Зоя» (реж. Л.О. Арнштам). К 1945 г. были сняты кинокартины: «Нашествие» (реж. А.М. Роом), «Иван Грозный» (реж. С.М. Эйзенштейн) и «Черевички» (режиссеры М.Г. Шапиро и Н.Н. Кошеверова).
Подготовкой сценариев для ЦОКСа занимались кинематографисты Всесоюзной сценарной студии, также эвакуированной в Алма-Ату. Там работали такие мастера, как М.М. Зощенко, В.Б. Шкловский, К.Г. Паустовский, С.В. Михалков, К.М. Симонов, Л.М. Леонов, Е.П. Петров, М.Ю. Блейман, А.Я. Каплер, И.Л. Прут и мн. др.
В 1944 г., когда положение на фронтах в корне изменилось, Центральная объединенная киностудия была расформирована. За время своего существования ЦОКС выпустила 23 полнометражных и десяток короткометражных кинокартин, то есть 80 % всей кинопродукции страны.
Неопровержимый факт – оружие Великой Победы было создано умом, талантом и руками советских людей. Для профессионалов ЦОКСа таким оружием стало кино. Их фильмы имели невероятную силу воздействия – поднимали моральный дух бойцов в действующей армии, вселяли надежду и веру в будущее тем, кто остался трудиться в тылу.
#ак_еб



