В годы Великой Отечественной войны в Красной армии существовала особая категория военнослужащих — войсковые разведчики. Почему особая? Войсковая разведка пронизывала все уровни военного управления. Разведчики были в каждом полку, бригаде, дивизии, корпусе, армии, фронте. Они были неотъемлемым элементом военной организации. Вместе с тем многое в их жизни и деятельности отличалось от окружающих реалий.
Войсковая разведка занималась добыванием информации о противнике и о местности. Разведывательные группы, отряды и дозоры вели наблюдение, проводили разведывательные поиски и разведку боем, устраивали засады, захватывали «языков». В силу специфики их деятельности многие аспекты существенно отличались от того, как функционировали другие формирования Красной Армии.
Взять, к примеру, питание. Если в начале войны войсковых разведчиков кормили наравне с курсантами военно-учебных заведений, то с 22 июня 1943 года приказ народного комиссара обороны СССР № 0384 «Об установлении нормы довольствия подразделений войсковой разведки на фронте» предписывал кормить разведчиков существенно лучше. В дополнение к усиленной норме питания им стали выдавать дополнительно сахар, сало и хлеб. В дни выполнения разведывательных заданий полагалось по 100 граммов водки.
Еще большая специфика была в вопросах физической подготовки. Войсковой разведчик должен был совершать длительные марши с тяжелой нагрузкой, сутками лежать неподвижно, переносить на себе пленного противника или раненого товарища, умело действовать в рукопашной схватке, преодолевать всевозможные препятствия, в том числе и вплавь. Поэтому в годы Великой Отечественной войны физическая подготовка разведчиков проводилась по особой, более глубокой и широкой программе.
Разве это видано в других формированиях, чтобы участие в выполнении задач было добровольным? А у разведчиков порой случалось именно так. Некоторые задания представлялись столь отчаянными, а шанс при их выполнении выжить столь малым, что сначала их выполнение предлагалось добровольцам. И такие находились.
Уникален и механизм пополнения подразделений войсковой разведки. Несмотря на то что в Красной Армии функционировала система подготовки кадров для решения разведывательных задач, она не удовлетворяла потребностям войск. Слишком велика была убыль в рядах войсковых разведчиков. В связи с этим воины для разведки подбирались командирами разведывательных взводов и рот из числа наиболее подходящих солдат. Затем они обучались прямо в разведывательных подразделениях, перенимая опыт старших товарищей.
В годы Великой Отечественной войны войсковые разведчики выполняли наиболее сложные и опасные задачи, в ходе которых вступали в непосредственный контакт с противником прямо в его окопах или на тыловых позициях. Их подвиги всемерно популяризировались через фронтовые газеты, политзанятия, боевые листки, а порой и простое сарафанное радио. Они становились достоянием воинских коллективов, примером для подражания. Служба в разведке была сложнее и опаснее, чем в линейных подразделениях. Но это была возможность проявить себя. Закономерно, что среди войсковых разведчиков было множество награжденных государственными наградами.
10 марта 1943 года Президиум Верховного Совета СССР учредил нагрудный знак «Отличный разведчик». Он был выполнен в форме щита, покрытого красной эмалью, который следовало носить на правой части груди. Положение о нагрудном знаке сообщало, что он является наградой для отличившихся разведчиков — бойцов и младших командиров Красной Армии. Знака удостаивались воины, которые показали высокие образцы выполнения заданий командования при ведении разведки боем, добыли наиболее важные сведения о противнике, захватили «языков», провели «дерзкие и смелые действия, наносящие противнику урон меньшими силами». Знак «Отличный разведчик» на груди воина сообщал окружающим, что его обладатель мужественный, решительный и смелый человек, испытавший себя в самых сложных ситуациях.
Автор: военный историк доктор исторических наук Владимир Прямицын
#ак



