Вторая мировая война была войной нового типа — войной моторов. Танковые и механизированные части всех воюющих сторон прорывались далеко вперед, оставляя свои тылы в десятках, а иногда и сотнях километров позади. Длинные вереницы автомобилей снабжали вырвавшиеся вперед ударные группировки, позволяя тем безостановочно передвигаться. Эти войска принято в исторической науке называть подвижными, сравнивая их, таким образом, с царицей полей — пехотой, которая в сутки проходила куда более скромные расстояния. Но подвижных войск в каждой армии было не так много, всего около 10–12%, большую же массу составляли стрелковые или пехотные дивизии, тылы и артиллерию которых везли на себе лошади. Эти славные животные дотащили советскую артиллерию до самого Берлина. Автомобильный батальон был один на армию, а иногда и на фронт, и большинство солдат проходили войну пешком или, если повезет, сидя на подводе, запряженной лошадьми.
В саперных и санитарных частях бок о бок с человеком стойко переносили все трудности войны служебные собаки. Они искали мины, вывозили на себе раненых с поля боя, а иногда и жертвовали собой, бросаясь под вражеский танк, обвязанные взрывчаткой. Были в нашей армии и другие животные, в том числе и экзотические: под Сталинградом, например, в одной стрелковой дивизии в качестве транспортных средств служили верблюды. На руинах города бойцы использовали кошку Мурку, которая, перебегая внутри разорванных зданий, несла на себе небольшой солдатский медальон, внутри которого находилось важное донесение. Советским детям была широко известна история голубей, с помощью которых отважный пионер Витя Черевичкин, передавал данные о противнике нашим войскам из оккупированного Ростова-на-Дону.
Как же регулировалось содержание и служба животных в армии? Стоит отметить, что еще в 1917 году Временным правительством были созданы Главный военно-ветеринарный комитет и Ветеринарное управление Министерства внутренних дел. Это были первые органы управления такого типа в нашей стране. После Великой Октябрьской социалистической революции комитет был преобразован и расширен. В 1939 году он был переименован в Ветеринарное управление Красной Армии. После начала Великой Отечественной войны в нем по штату было чуть больше 80 человек. Всю войну подразделением руководил генерал-лейтенант Василий Михайлович Лекарев.
Лошади в Красной Армии служили в качестве ездовых в кавалерийских дивизиях; в качестве тяги для артиллерии; в качестве средства передвижения тыловых частей — с их помощью возили полевые кухни, эвакуировали раненых, транспортировали за идущей пехотой все ей необходимое.
Встречались на фронтах и конные командиры стрелковых рот, но это уже исключение из правил. К 1944 году командиров батальонов и выше массово пересадили на автомобильный транспорт. А вот таскать противотанковую артиллерию и служить в кавалерии лошадкам приходилось до самого конца войны. Они принимали участие во всех без исключения сражениях и битвах. Утеря лошади каралась самым строгим образом, бойцы, отвечающие за лошадей, несли материальную ответственность не меньшую, чем, скажем, начальник небольшого склада. Также лошади получали травмы, гибли от подрыва на минах и под артобстрелами, являлись отличными целями для гитлеровских стервятников, голодали и страдали от истощения вместе с оказавшимися в окружении людьми. И тех лошадей, которые были ранены, истощены, находились при смерти, лечили ветеринары. И отлично лечили, судя по данным Ветеринарного управления. Из почти 1,4 миллиона лошадей, поступивших по хирургическим обращениям, в строй вернули 91,5%, по терапевтическим обращениям — 96%, по заразным обращениям — почти 92%. Всего же через лазареты прошли более 3,5 миллиона лошадей, из которых военные ветеринары вернули в строй 91,59%. Однако эти показатели касаются только армейских лошадей, которых успевали доставить для оказания помощи, а сколько их погибло, не доехав до лазарета, сказать практически невозможно.
Отдельно необходимо сказать о подвиге врачей-ветеринаров в блокадном Ленинграде. Даже в условиях блокадного города удалось сохранить четвероногих бойцов нашей армии. Именно лошади первыми вышли на хрупкий ладожский лед и доставили первое продовольствие по Ледовой трассе. Отдельный гужевой транспортный батальон возил грузы по этому маршруту до 25 марта 1942 года, когда он был расформирован, а его материальная часть и личный состав переданы в другие части и соединения.
Военные ветеринары внесли огромный вклад в Победу в Великой Отечественной войне. Они работали зачастую в тяжелых полевых условиях, под бомбежками и под обстрелами. И благодаря их труду лошади выживали и до конца войны оставались тягловой силой для артиллерии стрелковых дивизий.
Автор: заместитель директора по развитию музеев и научной работе ГБУК ЛО «ММК «Дорога жизни» Андрей Горбунов
#ак



