Война! Подходящее ли это время для того, чтобы открывать новые вузы? Если речь идет о подготовке высококвалифицированных специалистов, которых в мирное время не требовалось в таком количестве, а в военное потребовалось, то ответ: да. Так произошло в случае с Высшим военным гидрометеорологическим институтом Красной Армии.
Начнем с небольшой предыстории. В 1930 году на базе кафедры геофизики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова был создан Московский гидрометеорологический институт. Он стал первым в мире высшим учебным заведением гидрометеорологического профиля, для преподавания в котором были приглашены крупнейшие ученые. Наряду со специальными дисциплинами в институте была организована военная подготовка студентов.
Решением народного комиссара обороны 15 октября 1935 года при институте было создано отделение по подготовке начальников аэрометеорологических станций для Рабоче-крестьянской Красной Армии. Это событие ознаменовало начало подготовки отечественных военных метеорологов с высшим образованием. В августе 1938 года военное отделение при МГМИ было реорганизовано в военный факультет при МГМИ. На четырех кафедрах проходили обучение 200 слушателей. Еще 50 человек занимались на шестимесячных курсах переподготовки начальствующего состава. Наряду с учебным процессом важную роль в обучении слушателей военного факультета играла войсковая практика. К началу Великой Отечественной войны руководящий состав метеорологической службы ВВС КА состоял преимущественно из выпускников этого учебного заведения.
После начала войны Главное управление гидрометеорологической службы при СНК СССР со всеми подведомственными ему учреждениями были переданы в состав Народного комиссариата обороны. Вновь созданное Главное управление гидрометеорологической службы Красной Армии объединило в единую структуру все гидрометеорологические службы страны, включая метеослужбу ВВС и гидрометслужбу ВМФ. Для подготовки метеонаблюдателей, техников-метеорологов и младших командиров метеорологических подразделений были созданы курсы, продолжительность обучения на которых не превышала трех месяцев. Однако необходимо было решить более сложную задачу — организовать обучение инженеров и командиров метеорологической специальности.
16 августа 1941 года был создан Высший военный гидрометеорологический институт Красной Армии. Основу состава нового вуза составили слушатели военного факультета МГМИ, было принято и значительное число гражданских студентов МГМИ, а также студентов других учебных заведений, не имевших отношения к метеорологии. Руководство учебным заведением было поручено полковнику А. Г. Старшинину. Профессорско-преподавательский состав МГМИ был назначен на руководящие и преподавательские должности ВВГМИ КА с присвоением соответствующих воинских званий. На военную службу были призваны и известные ученые-метеорологи. Профессор, доктор физико-математических наук В. Ф. Бончковский стал старшим преподавателем кафедры военной и общей метеорологии и климатологии. Профессор, доктор технических наук Б. В. Поляков был назначен начальником кафедры гидрологии. Профессор, кандидат физико-математических наук С. П. Хромов возглавил кафедру синоптики, аэрологии и динамической метеорологии. Этим ученым было присвоено воинское звание военинженер 2-го ранга.
Практически сразу после создания ВВГМИ КА было принято решение о его эвакуации из столицы. В октябре 1941 года он был перебазирован в Ленинабад. Переезд стал тяжелым испытанием для вчерашних штатских, значительную часть которых составляли девушки. Выпускница ВВГМИ КА Л. В. Куропаткина вспоминает: «23 октября всех посадили в товарные вагоны и повезли в Среднюю Азию. В нашей теплушке ехало около 20 человек. Месяц дороги, выпавший на зимний период, дался очень тяжело. Посреди вагона постоянно жгли костер, на котором готовили еду и у которого грелись, а спали на нарах, расположенных вдоль стен вагона. За ночь шинель, которой приходилось укрываться, примерзала к стене. Только 23 ноября мы приехали в Ленинабад».
В эвакуации слушателей ВВГМИ КА и студентов других эвакуированных вузов разместили в одном здании. Их поселили в местном клубе, при этом студенты некоторых отделений спали на двухъярусных кроватях, расставленных на сцене. Когда слушателям ВВГМИ КА выдали гимнастерки с синими петлицами, им пришлось самим изготавливать знаки различия: вырезали из картона прямоугольники и обшивали их красной тканью. Слушатели выпускного курса после ускоренной подготовки были направлены на фронт, а остальные продолжили обучение. В числе слушателей ВВГМИ оказались студенты с разных курсов, поэтому обучение пришлось начать по программе второго курса. «Снова надо было изучать гидродинамику и математику, преподавали которую все те же преподаватели, приехавшие с нами из Москвы. Добавились и военные науки, среди которых самой главной была военная метеорология» — так вспоминала Л. В. Куропаткина.
Руководству института удалось в кратчайшие сроки наладить учебный процесс. Обучение слушателей метеорологического и гидрологического факультетов происходило на всех кафедрах: общей и военной метеорологии, синоптики, аэрологии и динамической метеорологии, гидрологии, океанологии, военно-морского дела. Начальник химической службы института преподавал слушателям военно-химическое дело. Несмотря на все трудности, связанные с переездом, преподаватели ВВГМИ КА сумели продолжить обучение на довоенном уровне — нередко слушателей отчисляли за неуспеваемость.
Ученые, преподававшие в ВВГМИ КА, не прекращали научную деятельность. В частности, в разгар войны начальник кафедры синоптики, аэрологии и динамической метеорологии, известный ученый, профессор, инженер-подполковник С. П. Хромов защитил докторскую диссертацию. На протяжении всего времени существования института при нем действовала адъюнктура. Направление исследовательской деятельности преподавателей и слушателей ВВГМИ КА диктовалось интересами повышения эффективности гидрометеорологического обеспечения действующей армии. Например, в 1943 году была усовершенствована логарифмическая линейка. Новая линейка, созданная во ВВГМИ КА, существенно повысила точность расчета геострофического ветра.
Летом 1943 года слушатели ВВГМИ КА были направлены на практику в войска. Многие из них оказались на передовой. В метеорологических подразделениях ВВС не хватало специалистов, поэтому в военных условиях практиканты быстро осваивали задачи метеорологического обеспечения боевой работы авиации и допускались к самостоятельному дежурству. Вспоминает выпускница ВВГМИ КА Т. П. Новикова: «Летом 1943 года нам выдали новую форму с погонами. Для прохождения стажировки все слушатели нашего курса были направлены в войска. Я попала в Кубинку в Высшую школу воздушного боя. Это был не только учебный центр, где боевые летчики оттачивали свое мастерство, но и действующий аэродром, с которого совершались боевые вылеты самолетов. Я несла дежурства по метеорологическому обеспечению полетов. Стажировка продлилась три месяца».
Осенью 1943 года институт вернулся из эвакуации в Москву, где обучение военных метеорологов продолжилось. Несмотря на то что абсолютное большинство слушателей и преподавателей ВВГМИ КА до войны были штатскими, в Ленинабаде и в Москве им удавалось поддерживать на высоком уровне не только успеваемость, но и воинскую дисциплину. Будучи офицерами, слушатели старших курсов по территории института маршировали строем. Как и все советские люди, слушатели института испытывали тяготы войны. Рацион питания был очень скудным и состоял, как правило, из ложки каши и кусочка селедки.
Находясь в Москве, руководство института использовало любую возможность для повышения степени подготовки своих слушателей. Для этого в институт был приглашен ряд офицеров, которые свои служебные обязанности по занимаемым должностям совмещали с преподавательской работой. Например, профессор, инженер-капитан 1-го ранга В. А. Березкин одновременно являлся начальником гидрометеорологической службы ВМФ, заместителем начальника ГУГМС КА и начальником кафедры океанологии ВВГМИ КА.
8 января 1944 года исполняющий обязанности начальника института контр-адмирал В. И. Иванов обратился к начальнику метеорологической службы ВВС генерал-майору В. И. Альтовскому со следующей просьбой: «Прошу разрешить слушателям и выпускникам ВВГМИ КА в порядке практики проводить дежурства в ГАМС с целью ознакомления с объемом и содержанием работ по метеорологическому обеспечению боевой работы авиации. Институт мог бы ежедневно выделять двоих слушателей на суточное дежурство, начиная с 18 часов». На этих дежурствах слушатели зарекомендовали себя настолько хорошо, что, когда в ноябре 1944 года состоялся первый полноценный выпуск, три выпускницы Института в звании старшего техника-лейтенанта получили назначение на должности инженеров-метеорологов оперативного отдела ГАМС ВВС.
В апреле 1944 года в связи со смертью полковника А. Г. Старшинина начальником Высшего военного гидрометеорологического института Красной Армии был назначен инженер-капитан 3-го ранга В. П. Мелешко. Под его руководством институт был передислоцирован в Ленинград, где 10 февраля 1945 года состоялся последний набор слушателей в количестве 116 человек. Спустя месяц после окончания войны ВВГМИ КА был реорганизован в Ленинградский гидрометеорологический институт, при котором продолжил работу военный факультет.
Высший военный гидрометеорологический институт Красной Армии внес весомый вклад в дело гидрометеорологического обеспечения Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Его выпускники в составе метеорологических подразделений ВВС прошли фронтовыми дорогами до самого Берлина. Опыт преподавания, накопленный в ВВГМИ КА, лег в основу послевоенного обучения военных гидрометеорологов.
Автор: военный историк доктор исторических наук Владимир Прямицын
#ак



