Широко известна склонность Иосифа Виссарионовича Сталина к работе по ночам. Действительно, глава государства жил на даче в Кунцево и его день начинался около 10:00 – 11:00 утра. Он завтракал, работал с документами, принимал должностных лиц, которым аудиенция была назначена именно на даче. Затем он переезжал в Кремль, где продолжал работу уже в своем кабинете. Архивы бережно сохранили журналы посещений главного кабинета страны. Оказывается, ежедневно Иосиф Виссарионович принимал от 5 до 22 человек. Далеко за полночь он возвращался на дачу, где мог продолжить работу. Спать глава государства ложился около 03:00 – 04:00 утра после чтения книги или просмотра фильма.
В годы Великой Отечественной войны работы у главы государства стало ощутимо больше. Закономерно, ведь он возглавил и Государственный Комитет Обороны, и Ставку Верховного Главнокомандования, и Народный комиссариат обороны. Распорядок дня еще более уплотнился. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков о подходах Сталина к регламенту служебного времени вспоминал так: «работал напряженно, по 15–16 часов в сутки… Приспосабливаясь к распорядку дня И.В. Сталина, до поздней ночи работали ЦК партии, Совет Народных Комиссаров, наркоматы и основные государственные и планирующие органы».
Безусловно, с Верховным Главнокомандующим синхронизировалось и военное ведомство. В Генеральном штабе был установлен круглосуточный режим работы, в котором продолжительность рабочего времени составляла 17–18 часов, а для отдыха офицеров и генералов отводилось всего по 5–6 часов. Причем, конкретный распорядок для конкретных должностных лиц с началом войны был установлен приказами начальника Оперативного управления генерал-майора А.М. Василевского с учетом, как бы сегодня выразились, биоритмов главы государства.
Что же касается первых лиц Народного комиссариата обороны, с которыми И.В. Сталин непосредственно взаимодействовал лично, то им распорядок служебного времени был прямо определен главой государства. До войны, общаясь с начальником Генерального штаба Б.М. Шапошниковым, И.В. Сталин говорил, что тот должен работать по 4 часа в сутки. А остальное время думать на перспективу. В условиях военного времени такая роскошь была не доступна. Необходимо было напряженно заниматься настоящим и ближайшими планами. Поэтому Иосиф Виссарионович лично установил время работы и отдыха начальнику Генерального штаба и его заместителям.
После отъезда Генерального штаба в Арзамас, в Москве осталась его оперативная группа, занимавшаяся обеспечением Ставки ВГК и Государственного Комитета Обороны. Ее возглавил А.М. Василевский. С этого момента он стал основным советником Сталина по всем оперативно-стратегическим вопросам. Ему было установлено время отдыха с 04:00 до 10:00, как раз в то время, когда спал и сам Сталин.
Таким образом, суточный цикл главы государства и руководителей Генерального штаба был синхронизирован. Трижды в сутки И.В. Сталин получал доклады об оперативно-стратегической обстановке, распоряжениях, отданных войскам, просьбах командующих фронтами. С 10:00 до 11:00 и с 15:00 до 16:00 докладывал А.М. Василевский, а с 12:00 до 03:00 – Б.М. Шапошников.
Иногда глава государства проверял, как выполняется его указание. Позвонив в Генеральный штаб, уточнял, отдыхает ли А.М. Василевский. Приказывал его не будить и уточнял необходимые вопросы у дежурного генерала. Пару раз он обнаруживал Василевского бодрствующим, после чего выражал крайнее недовольство.
Вот, как сам Александр Михайлович вспоминал об этом: «Разумеется, это не была мелкая опека, а вызывавшаяся обстановкой необходимость. Напряженнейшая работа, а порой и неумение организовать свое время, стремление взять на себя выполнение многих обязанностей зачастую заставляли ответственных работников забывать о сне. А это тоже не могло не сказаться на их работоспособности, а значит, и на деле. Иногда, возвратившись около четырех часов утра от Сталина, я, чтобы реализовать принятые в Ставке решения, обязан был дать исполнителям или фронтам необходимые указания. Порою это затягивалось далеко за четыре часа. Приходилось идти на хитрость. Я оставлял у кремлевского телефона за письменным столом адъютанта старшего лейтенанта А.И. Гриненко. На звонок Сталина он обязан был докладывать, что я до десяти часов отдыхаю».
Что ж, на войне мелочей не бывает. А распорядок дня, с которого и в мирное время начинается жизнь любой организации, в годы Великой Отечественной войны играл еще более важную роль.
Автор: военный историк доктор исторических наук Владимир Прямицын
#ак



