Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации



Московскому метрополитену 90 лет

676

Московскому метрополитену 90 лет 04.10.2012 Строительство станции "Петровско-Разумовская II" московского метрополитена. Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Идея строительства метрополитена в Москве появилась в 1901 году в виде эскизного проекта. Спустя год русский инженер П. И. Балинский представил его в городской думе с целью сооружения «внеуличной железной дороги». Но смелому по тому времени проекту было не суждено воплотиться в жизнь ввиду отсутствия значительных финансовых средств и необходимого опыта сооружения подземных железных дорог.

Спустя десять лет, в 1912 году, новый проект Московской подземной дороги стал предметом обсуждения в городской думе. Предусматривалось строительство трех подземных линий, которые бы соединялись с линиями Московского железнодорожного узла. Претворению в жизнь этого плана помешала Первая мировая война.

В послевоенные годы уже руководители Советского государства озаботились вопросами сооружения метрополитена в Москве, куда с 1918 года была перенесена столица государства. В 1922 году проект подземки был разработан. Он предусматривал соединение радиальными и кольцевой линиями, все семь (на тот момент) районов Москвы. Однако экономические трудности, слабость индустриальной базы, отсутствие квалифицированных кадров не позволили в те годы приступить к глобальной стройке.

Радикальное решение о начале строительства столичного метрополитена было принято 15 июня 1931 года на пленуме ЦК ВКП(б) по докладу Л. М. Кагановича «О московском городском хозяйстве и развертывании городского хозяйства СССР». До июньского пленума Центрального комитета партии вопросами метрополитена занимался Трест московских городских железных дорог. Однако выполнение столь масштабной стройки было не под силу организации, занимавшейся эксплуатацией и строительством трамваев. Поэтому для строительства метро, по постановлению правительства, была создана специальная организация всесоюзного значения — Метрострой.

25 мая 1932 года Совнарком СССР постановил: «Считать Метрострой важнейшей государственной стройкой, с обеспечением ее лесоматериалами, металлом, цементом, средствами транспорта и т. п., как первоочередной важности ударную стройку всесоюзного значения». А спустя всего несколько лет, 15 мая 1935 года, открылись первые 13 станций подземки (на линиях Сокольники — Крымская площадь и Сокольники — Смоленская площадь). Американский консультант Метростроя Джордж Морган с восхищением подчеркивал: «Если учесть то обстоятельство, что к январю 1934 года было проделано только 6 процентов всех работ, а к январю 1935 года план был выполнен целиком, то Московский метрополитен устанавливает рекорд скорости, неизвестный до сего времени в мировой практике».

К началу Великой Отечественной войны 1941–1945 годов метрополитен включал 21 станцию на трех железнодорожных линиях. Как наиболее важный стратегический объект Московский метрополитен не закрывался для посетителей даже во время самых ожесточенных боев, когда осенью 1941 года немецкие войска подошли к столице[1]. Более того, в годы войны продолжалась прокладка участков линий и открывались новые станции метро.

Глубина и прочность подземных конструкций метрополитена позволяла использовать его, как надежное бомбо- и газоубежище для более чем 500 тысяч горожан. В годы войны на станциях метро проходили агитационные и партийные собрания, киносеансы, концерты и выставки, работали магазины и парикмахерские, а на станции «Курская» — библиотека.

Сотрудниками столичного метрополитена было собрано более 706 тысяч рублей добровольных пожертвований в Фонд обороны СССР, которые пошли на строительство бронепоезда. 21 марта 1943 года бронепоезд № 746 «Московский метрополитен» отправился на главный участок фронта — Курскую дугу. Экипаж и входившие в его состав работники Московского метрополитена достойно выполняли поставленные перед ними задачи по сдерживанию натиска врага на 20-километровом участке железной дороги «Сажное» — «Гостищево» — «Беломестное», вплоть до выхода боевой машины из строя.

Советское правительство по достоинству оценило заслуги работников метро. Многие из них получили медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», а в 1946 году коллективу Московского метрополитена вручили на вечное хранение Красное знамя Государственного комитета обороны. 53 метростроевца получили звезды Героя Советского Союза и один — Героя Российской Федерации — это инженеры, проходчики, бригадиры, все те, кто с первых дней войны отправлялся на фронт. На их долю выпало не только защищать передовые рубежи, но и возводить оборонительные сооружения, восстанавливать страну, открывать новые станции. Еще 23 метростроевца были удостоены другой высокой государственной награды — звания Героя Социалистического Труда.

Сегодня, отмечая 90-летний юбилей, столичное метро, как и прежде, является символом надежности, безопасности и стабильности.

#ак_еб

[1] Исключением является 16 октября 1941 года, когда метрополитен закрыли по распоряжению главы Наркомата путей сообщения Л. М. Кагановича, в связи с подготовкой стратегического объекта к минированию на случай прорыва немецких в воск в Москву.

90 лет учреждению ордена «Знак Почета»
90 лет учреждению ордена «Знак Почета»

С приходом в конце 1917 года советской власти в нашей стране начался новый этап,...

25.11.2025

Страницы истории

10 фактов о Дороге жизни
10 фактов о Дороге жизни

Утром 21 ноября 1941 года первый конный обоз прошел по льду Ладожского озера и...

22.11.2025

Страницы истории

80 лет назад начался Нюрнбергский судебный процесс
80 лет назад начался Нюрнбергский судебный процесс

20 ноября 1945 года в десять часов утра начался один из важнейших судебных процессов в...

20.11.2025

Страницы истории

Кино для Победы
Кино для Победы

15 ноября 1941 – образована Центральная объединенная киностудия (1941–1944 гг.) Вновь пересматривая классику советского...

15.11.2025

Страницы истории

Первый полет «Харрикейна»
Первый полет «Харрикейна»

6 ноября 1935 года свой первый полет совершил британский истребитель «Харрикейн». Период между двумя...

06.11.2025

Страницы истории

Чрезвычайная Государственная Комиссия по расследованию злодеяний нацистов
Чрезвычайная Государственная Комиссия по расследованию злодеяний нацистов

2 ноября 1942 года для установления и расследования злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников...

02.11.2025

Страницы истории

90 лет учреждению ордена «Знак Почета»
Страницы истории
90 лет учреждению ордена «Знак Почета»
25.11.2025
10 фактов о Дороге жизни
Страницы истории
10 фактов о Дороге жизни
22.11.2025
80 лет назад начался Нюрнбергский судебный процесс
Страницы истории
80 лет назад начался Нюрнбергский судебный процесс
20.11.2025
Кино для Победы
Страницы истории
Кино для Победы
15.11.2025
Первый полет «Харрикейна»
Страницы истории
Первый полет «Харрикейна»
06.11.2025
Чрезвычайная Государственная Комиссия по расследованию злодеяний нацистов
Страницы истории
Чрезвычайная Государственная Комиссия по расследованию злодеяний нацистов
02.11.2025
Войсковая разведка — все не как у других
Страницы истории
Войсковая разведка — все не как у других
16.10.2025
Что не так с десятым сталинским ударом?
Страницы истории
Что не так с десятым сталинским ударом?
07.10.2025
80 лет медали «За Победу над Японией»
Страницы истории
80 лет медали «За Победу над Японией»
30.09.2025
Детали создания коалиции
Страницы истории
Детали создания коалиции
29.09.2025
Как вводились персональные военные звания
Страницы истории
Как вводились персональные военные звания
22.09.2025
Как китайцы благодарили советских бойцов
Страницы истории
Как китайцы благодарили советских бойцов
16.09.2025
Придем с детьми на Пискаревку
Страницы истории
Придем с детьми на Пискаревку
08.09.2025
Парад стран-союзников в Берлине
Страницы истории
Парад стран-союзников в Берлине
07.09.2025
Мир на Сайме, или «История за каждым кустом»
Страницы истории
Мир на Сайме, или «История за каждым кустом»
04.09.2025
Закрывающий аккорд Второй мировой
Страницы истории
Закрывающий аккорд Второй мировой
03.09.2025
Признание поражения Японией
Страницы истории
Признание поражения Японией
02.09.2025
Ветеринарное управление Красной Армии
Страницы истории
Ветеринарное управление Красной Армии
01.09.2025
Великая Отечественная — время ли создавать учебные заведения?
Страницы истории
Великая Отечественная — время ли создавать учебные заведения?
18.08.2025
80 лет со дня начала советско-японской войны
Страницы истории
80 лет со дня начала советско-японской войны
09.08.2025