Идея строительства метрополитена в Москве появилась в 1901 году в виде эскизного проекта. Спустя год русский инженер П. И. Балинский представил его в городской думе с целью сооружения «внеуличной железной дороги». Но смелому по тому времени проекту было не суждено воплотиться в жизнь ввиду отсутствия значительных финансовых средств и необходимого опыта сооружения подземных железных дорог.
Спустя десять лет, в 1912 году, новый проект Московской подземной дороги стал предметом обсуждения в городской думе. Предусматривалось строительство трех подземных линий, которые бы соединялись с линиями Московского железнодорожного узла. Претворению в жизнь этого плана помешала Первая мировая война.
В послевоенные годы уже руководители Советского государства озаботились вопросами сооружения метрополитена в Москве, куда с 1918 года была перенесена столица государства. В 1922 году проект подземки был разработан. Он предусматривал соединение радиальными и кольцевой линиями, все семь (на тот момент) районов Москвы. Однако экономические трудности, слабость индустриальной базы, отсутствие квалифицированных кадров не позволили в те годы приступить к глобальной стройке.
Радикальное решение о начале строительства столичного метрополитена было принято 15 июня 1931 года на пленуме ЦК ВКП(б) по докладу Л. М. Кагановича «О московском городском хозяйстве и развертывании городского хозяйства СССР». До июньского пленума Центрального комитета партии вопросами метрополитена занимался Трест московских городских железных дорог. Однако выполнение столь масштабной стройки было не под силу организации, занимавшейся эксплуатацией и строительством трамваев. Поэтому для строительства метро, по постановлению правительства, была создана специальная организация всесоюзного значения — Метрострой.
25 мая 1932 года Совнарком СССР постановил: «Считать Метрострой важнейшей государственной стройкой, с обеспечением ее лесоматериалами, металлом, цементом, средствами транспорта и т. п., как первоочередной важности ударную стройку всесоюзного значения». А спустя всего несколько лет, 15 мая 1935 года, открылись первые 13 станций подземки (на линиях Сокольники — Крымская площадь и Сокольники — Смоленская площадь). Американский консультант Метростроя Джордж Морган с восхищением подчеркивал: «Если учесть то обстоятельство, что к январю 1934 года было проделано только 6 процентов всех работ, а к январю 1935 года план был выполнен целиком, то Московский метрополитен устанавливает рекорд скорости, неизвестный до сего времени в мировой практике».
К началу Великой Отечественной войны 1941–1945 годов метрополитен включал 21 станцию на трех железнодорожных линиях. Как наиболее важный стратегический объект Московский метрополитен не закрывался для посетителей даже во время самых ожесточенных боев, когда осенью 1941 года немецкие войска подошли к столице[1]. Более того, в годы войны продолжалась прокладка участков линий и открывались новые станции метро.
Глубина и прочность подземных конструкций метрополитена позволяла использовать его, как надежное бомбо- и газоубежище для более чем 500 тысяч горожан. В годы войны на станциях метро проходили агитационные и партийные собрания, киносеансы, концерты и выставки, работали магазины и парикмахерские, а на станции «Курская» — библиотека.
Сотрудниками столичного метрополитена было собрано более 706 тысяч рублей добровольных пожертвований в Фонд обороны СССР, которые пошли на строительство бронепоезда. 21 марта 1943 года бронепоезд № 746 «Московский метрополитен» отправился на главный участок фронта — Курскую дугу. Экипаж и входившие в его состав работники Московского метрополитена достойно выполняли поставленные перед ними задачи по сдерживанию натиска врага на 20-километровом участке железной дороги «Сажное» — «Гостищево» — «Беломестное», вплоть до выхода боевой машины из строя.
Советское правительство по достоинству оценило заслуги работников метро. Многие из них получили медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», а в 1946 году коллективу Московского метрополитена вручили на вечное хранение Красное знамя Государственного комитета обороны. 53 метростроевца получили звезды Героя Советского Союза и один — Героя Российской Федерации — это инженеры, проходчики, бригадиры, все те, кто с первых дней войны отправлялся на фронт. На их долю выпало не только защищать передовые рубежи, но и возводить оборонительные сооружения, восстанавливать страну, открывать новые станции. Еще 23 метростроевца были удостоены другой высокой государственной награды — звания Героя Социалистического Труда.
Сегодня, отмечая 90-летний юбилей, столичное метро, как и прежде, является символом надежности, безопасности и стабильности.
#ак_еб
[1] Исключением является 16 октября 1941 года, когда метрополитен закрыли по распоряжению главы Наркомата путей сообщения Л. М. Кагановича, в связи с подготовкой стратегического объекта к минированию на случай прорыва немецких в воск в Москву.