24 июня 1945 года на Красной площади Москвы состоялся Парад в честь победы СССР над Германией в Великой Отечественной войне. В Параде Победы участвовали более 35 тысяч человек, а также было представлено 1850 единиц техники.
В Параде Победы 24 июня 1945 года нашла свое отражение важная черта вооруженных сил нашей страны, сохраняющаяся и поныне, — гражданственность. Часто обращают внимание на награды, названные в честь дореволюционных героев, возвращение погон, части дореволюционных званий, термина «офицер» и т. п., таким образом подчеркивая кажущуюся схожесть армии, победившей в 1945 году, с дореволюционной. Несмотря на ценность традиций, это лишь внешняя сторона.
Внутренняя заключалась, например, в том, что Русская императорская армия присягала императору, его наследнику и его государству. В тексте присяги было 267 слов, среди которых не было слов «народ», «Родина», «Отечество» и т. д. Это была настолько феодально-абсолютистская по своей сути присяга, что войска заново присягали каждому новому царю, потому что это была присяга лично ему и уже через него — его государству. Потому что считалось, что оно его.
Поэтому Русскую императорскую армию нередко называют просто царской. Практика показала, что рассчитывать на надежность армии с присягой, даже не упоминающей существование народа, из которого почти вся армия и берется, можно было, только комплектовав ее офицерский корпус прежде всего из потомственных дворян. То есть сословия, которое когда-то и появилось в качестве служилого. Они составляли около 1,5% населения страны, но из их среды на 1912 год в армии были 50,36% обер-офицеров (до капитана (современного майора)), 71,46% штаб-офицеров (подполковников и полковников), 87,45% генералов. Это было следствием целенаправленной политики благоприятствования именно потомственным дворянам. В результате офицеры-однофамильцы зачастую были родственниками.
После того как потери Первой мировой войны заставили давать офицерские звания, невзирая на сословие, в том числе тем, кто во внутренних отчетах значился «крайне нежелательными для офицерской среды элементами» («чернорабочим, слесарям, каменщикам, полотерам, буфетчикам»), монархии пришел конец. Не помогло даже ограничение для выпускников школ прапорщиков военного времени: их не повышали до штаб-офицерских чинов и после войны планировали уволить из армии в запас или ополчение (резерв). Тем не менее к 1917 году офицерами взводно-ротного уровня были в основном они.
Красная Армия была основана на принципиально других началах. Преодолев классовые перегибы 20-х — первой половины 30-х годов, когда командиров набирали преимущественно из рабочих, батраков, комсомольцев (составлявших все же во много раз большую долю населения, чем 1,5%, и не потомственную), она официально пришла к комплектованию офицерства прежде всего по морально-волевым и профессиональным качествам. Как и теперь. Присягать стали на верность прежде всего Родине и народу, но не генсеку. Сталин в присяге не упоминался.
На Параде Победы сводными полками и батальонами командовали трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин (до военной службы — слесарь), Герои Советского Союза В. Ф. Маргелов (шахтер, лесник) и т. д. Командовал парадом дважды Герой Советского Союза К. К. Рокоссовский (трикотажник, каменотес). На трибунах среди прочих сидел Герой Советского Союза С. А. Неустроев, не участвовавший в параде по ранению. Под его командованием водрузили Знамя Победы над Рейхстагом. Его, 19-летнего слесаря с уральской шахты, 17 июня 1941 года по комсомольской путевке направили на обучение в пехотное училище. В ноябре того же года он окончил ускоренный курс и стал лейтенантом. На фронтах с 1942 года, в 1945 году — капитан, командир стрелкового батальона. Шесть раз был ранен. Ушел в отставку из армии по состоянию здоровья в звании майора.
После войны он перешел в МВД, затем работал слесарем, снова устроился в МВД и дорос до подполковника (в отставке получил полковника). Сторожил стратегические объекты на Урале. До революции ему, «нежелательному элементу», такого бы не доверили.
24 июня 1945 года на Красной площади почти не было потомственных военных, но были военные, победившие в самой страшной войне в истории человечества. Доказавшие, что армия сильнее всего, когда является продолжением народа, а не «элитной», правящей прослойки.
Автор статьи: кандидат исторических наук, методист научно-методического отдела Музея Победы Дмитрий Кочетов.
#ак