Музыкальный руководитель проекта «Главные детские песни», заслуженный работник культуры РФ, композитор, продюсер, лауреат премии Администрации Президента РФ в области литературы и искусства Виталий Осошник в Музее Победы провел мастер-класс для руководителей детских творческих коллективов. В интервью РИА «Победа РФ» Виталий Иванович рассказал о своем участии в детском музыкальном проекте и о его значимости.
— Виталий Иванович, расскажите, с чего для вас начался проект «Главные детские песни»?
Начну с того, что я детский композитор и достаточно давно работаю для детей, не могу сказать, что мы много с Натальей Осошник написали песен патриотической тематики, но те, которые есть, они были написаны от души и искренне. Такие песни, как «Закаты алые» или «Русские — герои», вот их знают многие руководители детских коллективов, и дети в нашей стране исполняют их. Также я был музыкальным редактором детских телевизионных проектов, таких как «Утренняя звезда» и «Детское Евровидение».
И мне было очень приятно, когда меня несколько лет назад пригласили работать музыкальным руководителем в проект «Главные детские песни». Я очень благодарен генеральному директору Музея Победы Александру Яковлевичу Школьнику за то, что он меня пригласил в этот проект! И со своей стороны я постарался сделать все возможное, чтобы каким-то образом сплотить детских авторов, авторов слов, музыки, на этом проекте, и можно сказать о том, что на сегодняшний день на проекте работают лучшие детские авторы нашей страны! Я горжусь каждой песней, которая вышла на проекте! Работают лучшие аранжировщики, лучшие музыканты, и если говорить в целом о проекте, я очень рад, что наконец-то наша страна обратила внимание на создание репертуара для детей, как в прошлые времена. И на сегодняшний день это единственный в нашей стране проект, который объединил лучших авторов и музыкантов для создания детского репертуара. Этого не было уже очень давно, несколько десятков лет на самом деле.
— А подробнее о репертуаре проекта можете рассказать?
Проект затрагивает три важных направления. Первое — это песни о чести, долге, воинской славе, об отношении к памяти, то есть будем говорить, что это патриотическая тематика. И вторая часть в какой-то степени такая: это песни о Родине, о ее красоте, о том, насколько особенна и хороша наша Отчизна, и о любви к ней. Третье направление — это исключительно детский репертуар, но во всех этих песнях, даже в танцевальных каких-то композициях... Например, песня «Городок» кажется, что это танцевальный детский трек, — ну а на самом деле это песня учит ребенка правильно относиться к созданию будущего нашей страны. То есть сегодня мы строим города в песочнице, завтра мы построим города по всей стране. При этом написано красиво, и ребенок все понимает. Или, к примеру, песня «Девочка Ухтышка, мамина малышка», легкая и танцевальная, но при этом в песне заложен смысл правильного отношения ребенка к семье, когда у ребенка есть любящие мама и папа, его семья обожает. То есть это понимание складывается в современных ритмах, современным детским языком. Также и в песнях про питомцев, и на разные другие темы.
В общем, репертуар разнообразен и может быть представлен и на государственных площадках, на больших концертах или открытых мероприятиях, и в то же время много песен, которые ребенок может просто слушать в наушниках дома или танцевать под них на школьной вечеринке или семейном каком-то празднике дома.
— Вы провели мастер-класс в Музее Победы с руководителями детских коллективов. Какие основные аспекты затрагивались в ходе занятия?
Подобные мастер-классы прошли по всему гастрольному туру «Главных детских песен» — в Уфе, в Калининграде, в Новосибирске и других городах. Мы познакомились с огромным количеством детских коллективов по всей стране и поняли, что, к сожалению, репертуара, касающегося гражданско-патриотической тематики, его, с одной стороны, много, а с другой стороны, нет. Почему? Потому что песни пишут все равно взрослые авторы, и не всегда этот репертуар отвечает потребностям и сознанию детей. Потому что очень многие тексты дети, к сожалению, не понимают, или в них вложен смысл, даже не смысл, а больше переживаний взрослых людей. Там касающегося их прошлого или будущего, того, чего ребенок еще не осознаёт, потому что ребенок живет секундной ситуацией и еще не понимает о том, что может быть в будущем, для него это фантастика, или же что было в прошлом, потому что период очень узкий для самого ребенка, и тот репертуар, который сейчас создан на проекте «Главные детские песни», — это как раз репертуар, понятный детям, поэтому, читая эти стихи и слушая эти мелодии, ребенок понимает, о чем речь. Очень хорошо, что и аранжировки современные, но при этом и смысловая нагрузка очень правильная. Вот в ходе занятий мы и говорили о профессиональных приемах в создании детских песен и тонкостях работы с партитурой и репертуаром в детском вокальном коллективе.
И если говорить в будущем о применимости репертуара «Главных детских песен», на мой взгляд, это, конечно, очень интересный проект для всех художественных руководителей. И конечно, нужно отметить еще один важный момент в том, что проект подготовил одновременно не только песни, но и инструментальное сопровождение и нотные сборники, которые помогают работать с этим репертуаром и в аранжировочном варианте, ну, то есть с инструментальной фонограммой, и еще этим репертуаром могут пользоваться детские хоры, ансамбли, которые работают с живым сопровождением — с концертмейстером, с фортепиано и так далее.
— А что можете сказать о перспективах и о будущем «Главных детских песен»?
На мой взгляд, проект «Главные детские песни», — и это подтвердил гастрольный тур, который прошел по стране, — единственный детский проект, который на самом деле стал народным. Мы получили огромное количество отзывов от зрителей, и нам, конечно, приятно, мы видели, как залы по две-три тысячи хором пели эти песни, и мы понимаем, что песни уже в народе. И это очень важно, это значит, что проект нашел отклик в душе многих людей разных профессий и в первую очередь детей! И мы будем продолжать работать!
#ак