Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Ленинградская блокада и Дорога жизни

849

Военно-автомобильная дорога № 101, или, как ее называют в народе, Дорога жизни, в конце 1941 года стала последней надеждой на спасение жителей Ленинграда и единственным связующим путем осажденного города с «Большой землей». Первыми исследователями ледовой трассы, которые прошли по ней из Ленинграда до деревни Кобона на восточном берегу Ладожского озера, были военнослужащие войск НКВД.

Разведчики войск НКВД майор К. Шаранов и капитан В. Лебедев, а также красноармейцы И. Агеев и Д. Песков 18 ноября 1941 года успешно проложили путь по льду Ладожского озера, а уже на следующее утро из деревни Кобона в Ленинград отправился санный обоз из 350 упряжек с 63 тоннами муки. Это был первый груз, отправленный по Дороге жизни.

Позднее по ледовой трассе начали ездить автомобили. По имеющимся в фондах Центрального музея войск национальной гвардии Российской Федерации свидетельствам непосредственных участников событий, 7 декабря 1941 г. на основании решения Военного совета Ленинградского фронта в 13-м мотострелковом полку войск НКВД была сформирована автоколонна из 30 автомашин для перевозки грузов в осажденный Ленинград по льду Ладожского озера. 16 декабря в полку сформирована вторая колонна из 18 машин.

По Дороге жизни осуществлялось снабжение грузами находившихся в окружении противника городов Ленинград и Кронштадт, Ораниенбаумского плацдарма, войск Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота. В обратный путь по ней эвакуировали в тыл многие тысячи изможденных от голода, больных и раненых жителей и защитников Ленинграда. Военные водители войск правопорядка успевали делать за сутки по три-четыре рейса и почти не покидали кабины. После того как несколько машин утонуло в полыньях, образовавшихся в результате артобстрелов и бомбежек трассы, они стали снимать левую дверцу кабины водителя. Стало холоднее в пути, но зато появилась надежда на спасение. До марта 1942 г. включительно силами автоколонн войск НКВД в Ленинград перевезено 673 тонны продовольствия и боеприпасов, эвакуировано около 30 тысяч жителей города, преимущественно женщин и детей.

На 23-ю дивизию войск НКВД по охране железных дорог были возложены задачи наземной обороны баз, складов и площадок в Тихвине, Гостинополье, Новой Ладоге, Лаврово и других пунктах Ленинградской области, через которые доставлялись грузы. Приказом командира дивизии в составе 51-го полка был сформирован батальон для охраны продовольственных грузов, поступающих в Ленинград через Ладожское озеро. Военный совет Ленинградского фронта также возложил на части дивизии задачу сопровождения и охраны грузов по Кировской железной дороге с западного берега Ладоги до Ленинграда.

По материалам пресс-службы Росгвардии

#ак

Военная гидрометеорология без тайн
Военная гидрометеорология без тайн

Накануне Великой Отечественной войны отечественная гидрометеорологическая отрасль являлась обособленной инстанцией под руководством Совета Народных...

16.05.2025

Страницы истории

Московскому метрополитену 90 лет
Московскому метрополитену 90 лет

Идея строительства метрополитена в Москве появилась в 1901 году в виде эскизного проекта. Спустя...

15.05.2025

Страницы истории

Медали «За победу над Германией» 80 лет  
Медали «За победу над Германией» 80 лет  

9 мая 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За победу...

09.05.2025

Страницы истории

50 лет первому исполнению знаменитой песни
50 лет первому исполнению знаменитой песни

9 мая 1975 года состоялось первое исполнение песни «День Победы». Ее написали поэт Владимир...

09.05.2025

Страницы истории

Победоносное завершение Великой Отечественной
Победоносное завершение Великой Отечественной

80 лет назад, в ночь с 8 на 9 мая 1945 года, был подписан...

09.05.2025

Страницы истории

Высшей степени отличия городов — 65 лет
Высшей степени отличия городов — 65 лет

8 мая 1965 года было учреждено почетное звание «Город-герой». В годы противостояния нацистской агрессии...

08.05.2025

Страницы истории

Военная гидрометеорология без тайн
Страницы истории
Военная гидрометеорология без тайн
16.05.2025
Московскому метрополитену 90 лет
Страницы истории
Московскому метрополитену 90 лет
15.05.2025
Медали «За победу над Германией» 80 лет  
Страницы истории
Медали «За победу над Германией» 80 лет  
09.05.2025
50 лет первому исполнению знаменитой песни
Страницы истории
50 лет первому исполнению знаменитой песни
09.05.2025
Победоносное завершение Великой Отечественной
Страницы истории
Победоносное завершение Великой Отечественной
09.05.2025
Высшей степени отличия городов — 65 лет
Страницы истории
Высшей степени отличия городов — 65 лет
08.05.2025
Героизм Мурманска и Смоленска отмечен званием 
Страницы истории
Героизм Мурманска и Смоленска отмечен званием 
06.05.2025
Освобождение Праги
Страницы истории
Освобождение Праги
05.05.2025
Водружение Знамени Победы над Рейхстагом
Страницы истории
Водружение Знамени Победы над Рейхстагом
30.04.2025
Историческая встреча на Эльбе
Страницы истории
Историческая встреча на Эльбе
25.04.2025
Первый командир легендарных «катюш»
Страницы истории
Первый командир легендарных «катюш»
24.04.2025
Начало Берлинской стратегической наступательной операции
Страницы истории
Начало Берлинской стратегической наступательной операции
16.04.2025
80 лет со дня взятия Вены
Страницы истории
80 лет со дня взятия Вены
13.04.2025
Восстание в Бухенвальде
Страницы истории
Восстание в Бухенвальде
11.04.2025
Штурм Кенигсберга
Страницы истории
Штурм Кенигсберга
09.04.2025
95 лет со дня учреждения орденов Ленина и Красной Звезды
Страницы истории
95 лет со дня учреждения орденов Ленина и Красной Звезды
06.04.2025
Эталон бронетехники
Страницы истории
Эталон бронетехники
29.03.2025
Освобождение Ржева
Страницы истории
Освобождение Ржева
03.03.2025
Освобождение Ростова-на-Дону
Страницы истории
Освобождение Ростова-на-Дону
14.02.2025
В блокадный Ленинград прибыл первый поезд
Страницы истории
В блокадный Ленинград прибыл первый поезд
07.02.2025