Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Ленинградская блокада и Дорога жизни

755

Военно-автомобильная дорога № 101, или, как ее называют в народе, Дорога жизни, в конце 1941 года стала последней надеждой на спасение жителей Ленинграда и единственным связующим путем осажденного города с «Большой землей». Первыми исследователями ледовой трассы, которые прошли по ней из Ленинграда до деревни Кобона на восточном берегу Ладожского озера, были военнослужащие войск НКВД.

Разведчики войск НКВД майор К. Шаранов и капитан В. Лебедев, а также красноармейцы И. Агеев и Д. Песков 18 ноября 1941 года успешно проложили путь по льду Ладожского озера, а уже на следующее утро из деревни Кобона в Ленинград отправился санный обоз из 350 упряжек с 63 тоннами муки. Это был первый груз, отправленный по Дороге жизни.

Позднее по ледовой трассе начали ездить автомобили. По имеющимся в фондах Центрального музея войск национальной гвардии Российской Федерации свидетельствам непосредственных участников событий, 7 декабря 1941 г. на основании решения Военного совета Ленинградского фронта в 13-м мотострелковом полку войск НКВД была сформирована автоколонна из 30 автомашин для перевозки грузов в осажденный Ленинград по льду Ладожского озера. 16 декабря в полку сформирована вторая колонна из 18 машин.

По Дороге жизни осуществлялось снабжение грузами находившихся в окружении противника городов Ленинград и Кронштадт, Ораниенбаумского плацдарма, войск Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота. В обратный путь по ней эвакуировали в тыл многие тысячи изможденных от голода, больных и раненых жителей и защитников Ленинграда. Военные водители войск правопорядка успевали делать за сутки по три-четыре рейса и почти не покидали кабины. После того как несколько машин утонуло в полыньях, образовавшихся в результате артобстрелов и бомбежек трассы, они стали снимать левую дверцу кабины водителя. Стало холоднее в пути, но зато появилась надежда на спасение. До марта 1942 г. включительно силами автоколонн войск НКВД в Ленинград перевезено 673 тонны продовольствия и боеприпасов, эвакуировано около 30 тысяч жителей города, преимущественно женщин и детей.

На 23-ю дивизию войск НКВД по охране железных дорог были возложены задачи наземной обороны баз, складов и площадок в Тихвине, Гостинополье, Новой Ладоге, Лаврово и других пунктах Ленинградской области, через которые доставлялись грузы. Приказом командира дивизии в составе 51-го полка был сформирован батальон для охраны продовольственных грузов, поступающих в Ленинград через Ладожское озеро. Военный совет Ленинградского фронта также возложил на части дивизии задачу сопровождения и охраны грузов по Кировской железной дороге с западного берега Ладоги до Ленинграда.

По материалам пресс-службы Росгвардии

#ак

Военный парад на Красной площади в ноябре 1941-го
Военный парад на Красной площади в ноябре 1941-го

7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве состоялся военный парад, посвященный 24-й...

07.11.2024

Лента новостей

Освобождение большей части Советского Союза
Освобождение большей части Советского Союза

7 ноября 2024 года исполняется 80 лет со дня освобождения от немецко-нацистских войск и...

07.11.2024

Страницы истории

Окончание Битвы за Заполярье
Окончание Битвы за Заполярье

80 лет назад, 29 октября 1944 года, завершилась Петсамо-Киркенесская стратегическая наступательная операция, ознаменовав победу...

29.10.2024

Страницы истории

Окончание Восточно-Карпатской операции
Окончание Восточно-Карпатской операции

После завершения Львовско-Сандомирской стратегической наступательной операции советские силы оказались в предгорьях Восточных Карпат. Там...

28.10.2024

Страницы истории

Освобождение Белграда
Освобождение Белграда

Осенью 1944 года перед руководством СССР стояла задача создать единый советско-югославский фронт для дальнейшей...

20.10.2024

Страницы истории

День военного связиста
День военного связиста

105 лет назад, 20 октября 1919 года, приказом Революционного военного совета было образовано Управление...

20.10.2024

Страницы истории

Военный парад на Красной площади в ноябре 1941-го
Лента новостей
Военный парад на Красной площади в ноябре 1941-го
07.11.2024
Освобождение большей части Советского Союза
Страницы истории
Освобождение большей части Советского Союза
07.11.2024
Окончание Битвы за Заполярье
Страницы истории
Окончание Битвы за Заполярье
29.10.2024
Окончание Восточно-Карпатской операции
Страницы истории
Окончание Восточно-Карпатской операции
28.10.2024
Освобождение Белграда
Страницы истории
Освобождение Белграда
20.10.2024
День военного связиста
Страницы истории
День военного связиста
20.10.2024
Москва на осадном положении
Страницы истории
Москва на осадном положении
19.10.2024
Учреждение медали «За отвагу»
Страницы истории
Учреждение медали «За отвагу»
17.10.2024
Освобождение Прибалтики
Страницы истории
Освобождение Прибалтики
15.10.2024
Начало Битвы за Москву
Страницы истории
Начало Битвы за Москву
30.09.2024
Начало освобождения Югославии в 1944 году
Лента новостей
Начало освобождения Югославии в 1944 году
28.09.2024
Освобождение Прибалтики
Страницы истории
Освобождение Прибалтики
22.09.2024
Перемирие СССР с Финляндией
Страницы истории
Перемирие СССР с Финляндией
19.09.2024
День рождения советской гвардии
Страницы истории
День рождения советской гвардии
18.09.2024
Окончание боев у реки Халхин-Гол
Страницы истории
Окончание боев у реки Халхин-Гол
15.09.2024
Освобождение Болгарии
Страницы истории
Освобождение Болгарии
08.09.2024
Окончание Второй мировой
Лента новостей
Окончание Второй мировой
03.09.2024
Самый долгий вооруженный конфликт — Вторая мировая
Страницы истории
Самый долгий вооруженный конфликт — Вторая мировая
01.09.2024
Перед началом Второй мировой
Страницы истории
Перед началом Второй мировой
01.09.2024
Первая Звезда Героя Георгия Жукова
Страницы истории
Первая Звезда Героя Георгия Жукова
28.08.2024