Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Ленинградская блокада и Дорога жизни

804

Военно-автомобильная дорога № 101, или, как ее называют в народе, Дорога жизни, в конце 1941 года стала последней надеждой на спасение жителей Ленинграда и единственным связующим путем осажденного города с «Большой землей». Первыми исследователями ледовой трассы, которые прошли по ней из Ленинграда до деревни Кобона на восточном берегу Ладожского озера, были военнослужащие войск НКВД.

Разведчики войск НКВД майор К. Шаранов и капитан В. Лебедев, а также красноармейцы И. Агеев и Д. Песков 18 ноября 1941 года успешно проложили путь по льду Ладожского озера, а уже на следующее утро из деревни Кобона в Ленинград отправился санный обоз из 350 упряжек с 63 тоннами муки. Это был первый груз, отправленный по Дороге жизни.

Позднее по ледовой трассе начали ездить автомобили. По имеющимся в фондах Центрального музея войск национальной гвардии Российской Федерации свидетельствам непосредственных участников событий, 7 декабря 1941 г. на основании решения Военного совета Ленинградского фронта в 13-м мотострелковом полку войск НКВД была сформирована автоколонна из 30 автомашин для перевозки грузов в осажденный Ленинград по льду Ладожского озера. 16 декабря в полку сформирована вторая колонна из 18 машин.

По Дороге жизни осуществлялось снабжение грузами находившихся в окружении противника городов Ленинград и Кронштадт, Ораниенбаумского плацдарма, войск Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота. В обратный путь по ней эвакуировали в тыл многие тысячи изможденных от голода, больных и раненых жителей и защитников Ленинграда. Военные водители войск правопорядка успевали делать за сутки по три-четыре рейса и почти не покидали кабины. После того как несколько машин утонуло в полыньях, образовавшихся в результате артобстрелов и бомбежек трассы, они стали снимать левую дверцу кабины водителя. Стало холоднее в пути, но зато появилась надежда на спасение. До марта 1942 г. включительно силами автоколонн войск НКВД в Ленинград перевезено 673 тонны продовольствия и боеприпасов, эвакуировано около 30 тысяч жителей города, преимущественно женщин и детей.

На 23-ю дивизию войск НКВД по охране железных дорог были возложены задачи наземной обороны баз, складов и площадок в Тихвине, Гостинополье, Новой Ладоге, Лаврово и других пунктах Ленинградской области, через которые доставлялись грузы. Приказом командира дивизии в составе 51-го полка был сформирован батальон для охраны продовольственных грузов, поступающих в Ленинград через Ладожское озеро. Военный совет Ленинградского фронта также возложил на части дивизии задачу сопровождения и охраны грузов по Кировской железной дороге с западного берега Ладоги до Ленинграда.

По материалам пресс-службы Росгвардии

#ак

Освобождение Ржева
Освобождение Ржева

3 марта 1943 года Красная Армия вошла в город, освобождения которого ждали 17 месяцев....

03.03.2025

Страницы истории

Освобождение Ростова-на-Дону
Освобождение Ростова-на-Дону

14 февраля 1943 года стало важной вехой в ходе Великой Отечественной войны. Этот стратегический...

14.02.2025

Страницы истории

В блокадный Ленинград прибыл первый поезд
В блокадный Ленинград прибыл первый поезд

7 февраля 1943 года в блокадный Ленинград прибыл первый поезд с Большой земли. Конец...

07.02.2025

Страницы истории

Конференция союзных государств
Конференция союзных государств

80 лет назад, 4 февраля 1945 года, в Крыму состоялась вторая встреча лидеров антигитлеровской...

04.02.2025

Страницы истории

2 февраля — День разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве 1943 года
2 февраля — День разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве 1943 года

Сталинградская битва, сражение, длившееся 200 дней, стало решающим, обеспечив начало коренного перелома в ходе...

02.02.2025

Страницы истории

«Атака века» легендарного подводника
«Атака века» легендарного подводника

Ровно 80 лет назад, 30 января 1945 года, была потоплена немецкая плавучая казарма (бывший...

30.01.2025

Страницы истории

Освобождение Ржева
Страницы истории
Освобождение Ржева
03.03.2025
Освобождение Ростова-на-Дону
Страницы истории
Освобождение Ростова-на-Дону
14.02.2025
В блокадный Ленинград прибыл первый поезд
Страницы истории
В блокадный Ленинград прибыл первый поезд
07.02.2025
Конференция союзных государств
Страницы истории
Конференция союзных государств
04.02.2025
2 февраля — День разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве 1943 года
Страницы истории
2 февраля — День разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве 1943 года
02.02.2025
«Атака века» легендарного подводника
Страницы истории
«Атака века» легендарного подводника
30.01.2025
Краснознаменный Балтийский флот в годы блокады
Страницы истории
Краснознаменный Балтийский флот в годы блокады
29.01.2025
Окончательный разгром блокадного кольца у Ленинграда
Страницы истории
Окончательный разгром блокадного кольца у Ленинграда
27.01.2025
Освобождение Освенцима
Страницы истории
Освобождение Освенцима
27.01.2025
Бомбардировка Берлина
Страницы истории
Бомбардировка Берлина
20.01.2025
Освобождение столицы Польши
Страницы истории
Освобождение столицы Польши
17.01.2025
Крах фюрера
Страницы истории
Крах фюрера
16.01.2025
Освобождение Ленинградской области
Страницы истории
Освобождение Ленинградской области
14.01.2025
Освобождение Восточной Пруссии
Страницы истории
Освобождение Восточной Пруссии
13.01.2025
Висло-Одерская наступательная операция
Страницы истории
Висло-Одерская наступательная операция
12.01.2025
Создание контрразведки
Страницы истории
Создание контрразведки
19.12.2024
Броня крепка
Страницы истории
Броня крепка
19.12.2024
Союз нерушимый республик свободных
Страницы истории
Союз нерушимый республик свободных
14.12.2024
Контрнаступление под Москвой
Страницы истории
Контрнаступление под Москвой
05.12.2024
Учреждение медали «За оборону Советского Заполярья»
Страницы истории
Учреждение медали «За оборону Советского Заполярья»
05.12.2024