Если попробовать выстроить ассоциативную цепочку Великая Отечественная война — Красная армия — танк, то большинство подставит в этот ряд один из самых массовых танков в истории мирового танкостроения и в годы Великой Отечественной войны — советский средний танк Т-34.
Боевую машину создал коллектив конструкторов под руководством прославленного советского танкового конструктора Героя Социалистического Труда Михаила Ильича Кошкина, который родился 3 декабря ровно 125 лет назад. Его жизнь могла бы пойти по абсолютно другому пути, но невероятная тяга к инженерному делу и конструированию, нестандартное мышление сделали его одним из лучших танковых конструкторов мира.
Михаил Кошкин родился в деревне Брынчаги Нагорьевского уезда (сейчас — Переславль-Залесский район Ярославской области). Его семья рано осталась без отца, который очень сильно подорвал здоровье на лесозаготовках. 11-летний Михаил Кошкин отправился на заработки в Москву. Ему пришлось освоить профессии посыльного и подсобного рабочего в булочной и на кондитерской фабрике, где он трудился до воинского призыва в Русскую Императорскую армию в 1917 году.
На Первой мировой войне он получил ранение, попав в окопы на немецком фронте, затем проходил лечение в московском госпитале. После революции в Красной армии освобождал от иностранной интервенции Архангельск, где увидел английские танки Mark V.
В 1921 году Михаил Кошкин уволился из армии, занял ряд средних партийных должностей и устроился на работу в кондитерскую фабрику. Тяготея к конструированию, он в 1929 году поступает в Ленинградский политехнический институт. В 1934 году он защитил диплом по специальности «инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов».
Михаил Кошкин обладал неординарным конструкторским талантом. По настоянию народного комиссара тяжелой промышленности Григория Орджоникидзе он возглавил конструкторское бюро на Харьковском заводе им. Коминтерна, где руководил модернизацией танка БТ-7. В 1937 года Кошкин взялся за выполнение задания Главного автобронетанкового управления Красной армии — разработать новый колесно-гусеничный танк с мощной броней.
В середине 1930-х приближение большой войны витало в воздухе, приходилось работать быстрыми темпами. Михаил Кошкин понимал, что новый танк должен быть быстроходным, обладать серьезной огневой мощью, высокой проходимостью и крепкой броней, способной выдержать артиллерийский огонь. Конструктор работал на пределе своих возможностей, и на испытаниях во время танкового пробега он подорвал здоровье. Тем не менее 19 декабря 1939 года на вооружение Красной армии был принят новый советский средний танк, который получил известный сейчас всему миру индекс Т-34.
Созданный под руководством Михаила Кошкина танк стал первой боевой машиной в СССР с рациональным расположением наклонных бронеплит и круговой противоснарядной броней. На первых серийных образцах этой машины устанавливалась 76-мм пушка Л-11, а позже Ф-34. Модификация Т-34-85 в 1944 году имела уже 85-мм пушку ЗИС-С-53. Бронебойный снаряд пушки С-53 массой 9 килограммов с расстояния 500 и 1000 метров пробивал соответственно 111-мм и 102-мм броню.
На Т-34 устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный бескомпрессорный чисто дизельный танковый двигатель В-2-34, а не переделка из автомобильного мотора. Номинальная мощность двигателя составляла 500 лошадиных сил. Отличительной чертой танка стала башня, которая благодаря своей форме получила ласковое прозвище «пирожок». Позже, в 1942 году, ее заменили на шестигранную башню — «гайку», а в 1944 году — на трехместную сварную башню. Для стрельбы из пушки и спаренного пулемета устанавливался телескопический шарнирный прицел, а боекомплект состоял из 90 выстрелов и 2000 патронов.
Михаил Кошкин ушел из жизни в сентябре 1940 года из-за воспаления легких, но Т-34, созданный им и его конструкторами, снискал к себе любовь и уважение наших танкистов. Эти боевые машины воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, а после Победы в Европе — против японских милитаристов на Дальнем Востоке.
В наши дни Т-34 занимает свое почетное место на постаментах, призванных увековечить память о подвиге советских солдат и офицеров. Свыше 50 подобных мемориалов установлено в городах и деревнях Российской Федерации, Европы, стран СНГ — участниц Великой Отечественной войны. Подобный памятник есть и в столице Германии — Берлине, на мемориале павшим советским воинам в парке «Тиргартен».
Танки Т-34 есть и в составе экспозиции филиала Музея Победы «Г.О.Р.А», где представлена широкая экспозиция бронетанкового вооружения стран — участниц Великой Отечественной и Второй мировой войн. Легендарная техника, созданная Михаилом Кошкиным, занимает особое место в экспозиции.
Среди экспонатов есть танк Т-34-76 изготовленный заводом № 112 «Красное Сормово» в 1942 году, с надписью на башне «От рабочих Казахстана». В ходе боя 5 декабря 1942 года у деревни Жарки Новосокольнического района (Псковская область) огнем и гусеницами он уничтожил более сотни немецких солдат. При преследовании отходящего врага под танк были брошены 2 противотанковые гранаты, от взрыва одной из них гусеница танка разорвалась. Машину по инерции занесло, и она затонула в озере Жарки. Экипаж успел покинуть боевое отделение. В октябре 1998 года танк был поднят с девятиметровой глубины озера и 29 апреля 1999 года был передан в дар музею администрацией Новосокольнического района и поисковиками.
Также в экспозиции есть и другой танк Т-34-76, изготовленный во второй половине 1942 года заводом № 183, эвакуированном из Харькова в Нижний Тагил, с усовершенствованной башней типа «гайка». Он принимал участие в боевых действиях в Великолукском районе Псковской области. 13 декабря 1942 года танки Т-34-76 из состава 1-го батальона 33-й танковой бригады поддерживали в бою недалеко от деревни Островиты части и подразделения 44-й стрелковой дивизии. В разгар боя танк провалился под лед, но экипажу удалось спастись. На борту «тридцатьчетверки», извлеченной из болота Псковской областной военно-патриотической поисковой организацией «След Пантеры», сохранились надписи: «Доватор» и «За знамя ГКО». Эта боевая машина была отреставрирована и заняла свое достойное место в составе экспозиции Музея Победы в 2001 году.
Еще один из танков этого типа установлен на постаменте у входа в дирекцию Музея Победы. Его башня, изготовленная Сталинградским тракторным заводом зимой 1941/1942 годов, была обнаружена на месте боевых действий на Карельском перешейке и передана в дар музею в ноябре 1998 года, а шасси танка Т-34 передано музею киноконцерном «Мосфильм» в 1995 году.
В коллекции музея также есть последняя серийная модификация танка — Т-34-85, которая выпускалась с зимы 1944 года. Эту боевую машину изготовили на заводе № 112 «Красное Сормово» (Нижний Новгород) в 1945 году. Танк принимал боевое участие на заключительном этапе Великой Отечественной войны. С 2002 года он экспонируется на площадке бронетехники экспозиции.
#ам_ес