26 июня 1941 года советский летчик Николай Гастелло совершил подвиг, являющийся одним из самых известных примеров героизма в истории Великой Отечественной.
«Огненный таран» — так назвали подвиг Гастелло, когда летчик, сидя за штурвалом подбитого немцами самолета, направил его прямо на колонну фашистской техники. Гастелло взорвал машины и цистерны врага, но сам он и весь его экипаж погибли.
Николай Гастелло родился 6 мая 1907 года в Москве. Николай начал работать с 16 лет, трудился в столярной мастерской. В Муроме, куда затем переехала семья Гастелло, он работал слесарем на Паровозостроительном заводе.
В 1932 году Николая призвали в Красную армию и отправили учиться в Луганскую авиашколу. После учебы Гастелло служил в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й авиабригады, летал на четырехмоторных самолетах ТБ-3. Гастелло нес службу в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку, в 1939 году участвовал в боях на Халхин-Голе, в Советско-финской войне. Через год ему было присвоено звание капитана авиации.
Накануне Великой Отечественной войны, в мае 1941 года, Николай Гастелло стал командиром эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка, оснащенного бомбардировщиками ДБ-ЗФ.
Советский летчик с самого начала войны проявил свое мужество и храбрость. Из пулемета стоящего на аэродроме самолета он сбил немецкий «Юнкерс-88».
26 июня 1941 года экипаж под командованием Николая Гастелло вылетел для нанесения бомбового удара по немецкой механизированной колонне на дороге Молодечно — Радошковичи в Минской области (Белоруссия). В экипаж входили лейтенант Григорий Скоробогатый, лейтенант Анатолий Бурденок и младший сержант Алексей Калинин. Когда советский самолет сбили немцы, Гастелло направил горящую машину прямо на скопление военной техники противника. Десятки машин были уничтожены на месте от взрыва его самолета. Считается, что экипаж самолета мог бы спастись, но летчики не воспользовались парашютами — все они погибли.
Фамилия Гастелло стала нарицательной. «Гастелловцами» называли летчиков, совершивших «огненный таран». Всего за период Великой Отечественной войны было совершено около 600 «классических» воздушных таранов (самолетом по самолету), 506 таранов самолетом по наземной цели, 16 морских таранов (в это число могут входить и тараны морскими летчиками надводных и береговых целей противника) и 160 танковых таранов.
26 июля 1941 года капитану воздушного судна Николаю Гастелло было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
На открытой площадке Музея Победы посетители смогут увидеть бомбардировщик Ил-4, а в фондах музея хранится брошюра «Капитан Гастелло», написанная в 1941 году его родными, ноты и текст песни «Баллада о капитане Гастелло» (1941), а также одна из первых марок с изображением подвига летчика.
#мп