13 мая 1923 года родился советский и российский композитор, народный артист России Исаак Шварц.
Исаака Шварца называют кинокомпозитором. Он сочинил музыку к 125 кинофильмам киностудий «Ленфильм», «Мосфильм» и детской киностудии имени М. Горького.
Начинал Исаак Шварц с сочинения академических музыкальных произведений, но в 1958 году «заболел» кинематографом. Уже первые картины с его звуковой дорожкой полюбились зрителям. Это фильмы «Неоплаченный долг», «Наш корреспондент», «Балтийское небо».
Наибольшую известность Шварцу принесла музыка в картинах Сергея Соловьева и Владимира Мотыля. Вершинами творчества композитора стала музыка к фильмам «Белое солнце пустынки», «Братья Карамазовы», «Станционный смотритель», «Сто дней после детства», «Звезда пленительного счастья», «Мелодии белой ночи», «Законный брак».
Композитор успешно сотрудничал с кинорежиссерами разных школ, стилей и поколений: Иваном Пырьевым, Михаилом Роммом, Иосифом Хейфицем, Владимиром Мотылем, Сергеем Соловьевым, Николаем Губенко, Алексеем Германом, Петром Тодоровским, Родионом Нахапетовым, Сергеем Бодровым-старшим, Павлом Лунгиным, Владимиром Бортко, Евгением Татарским и другими.
Критики отмечали удивительный парадокс: нередко мелодии Иссака Шварца запоминались зрителям лучше, чем сами фильмы. Владея многообразными типами композиторской техники, Шварц умел подобрать скрипичный ключ к любому самому замысловатому сценарию. Композитор выше всего ценил в музыке мелодическую естественность, простоту и искренность. По отзывам критиков, его музыка для кино насыщена состраданием, редким даром сопереживать как экранным персонажам, так и зрителям, добротой и человеколюбием.
Сам Шварц называл отличительными качествами своей музыки и композиторской деятельности повышенную чувствительность и сентиментальность. Эти свойства он считал необходимыми в искусстве, однако в меру, «в пределах вкуса».
Значительное место в творчестве Исаака Шварца занимало сотрудничество с Булатом Окуджавой. Обоих авторов сближал не только схожий художественный вкус, но и общая судьба. Шварц и Окуджава принадлежали к одному поколению, оба прошли фронт и были ранены. Шварц воевал в саперных войсках, был контужен в результате артобстрела под Харьковом. Окуджава сражался в минометном дивизионе и получил ранение под Маздоком.
До встречи с Шварцем к музыкальному сотрудничеству Окуджава относился с большим недоверием, считая, что большинство профессиональных композиторов не передают его «нерв поэзии». Однако Исааку Шварцу удалось вписать творчество Окуджавы в ткань кинолент. Плодотворный союз Шварца и Окуджавы принес 32 песни и романса, наиболее известные из которых — песня Верещагина «Ваше благородие…» («Белое солнце пустыни»), «Песенка кавалергарда» («Звезда пленительного счастья»), романсы «Эта женщина в окне» («Законный брак»), «Любовь и разлука» («Нас венчали не в церкви»), а также песни из кинофильмов «Женя, Женечка и «Катюша», «Соломеная шляпка».
В 1976 году Исаак Шварц в составе съемочной группы советско-японской картины «Дерсу Узала» (реж. Акира Куросава) стал лауреатом премии «Оскар» за лучший иностранный фильм.
Сам композитор считал своими лучшими музыкальными произведениями звуковую дорожку к фильмам «Станционный смотритель» и «Звезда пленительного счастья».
Большую часть времени композитор проводил в поселке Сиверский Ленинградской области. За уединенный образ жизни и нелюбовь к большим городам Шварца называли «сиверским отшельником». При этом друзья и близкие композитора отмечали его редкую общительность, чувство компании, великий талант дружбы, неотразимую мужскую притягательность и абсолютное отсутствие высокомерия.
Исаак Шварц умер в 2009 году. В доме в поселке Сиверский, где жил и творил композитор, с 2011 года открыт мемориальный дом-музей И. И. Шварца.
#от