Лев Михайлович Доватор (1903–1941)
20 февраля 1903 года в селе Хотино Лепельского уезда Витебской губернии Российской империи (ныне – Бешенковичский район Витебской области, Беларусь) в крестьянской семье родился Герой Советского Союза генерал-майор Лев Михайлович Доватор.
По семейному преданию их род происходит от французского офицера де Вотура (De Vautour), которого ранило при отступлении армии Наполеона из России в 1812 году. В отличие от многих своих «собратьев по несчастью», ему повезло найти приют в шляхетской семье Вишневских в Белоруссии, с которой позже он и породнился. Со временем у потомков де Вотура фамилия преобразовалась в Доватур или Доватор со свойственным польскому языку ударением на предпоследний слог.
Лев закончил церковно-приходскую школу, а в 1918 году поступил в только что созданную школу 2-й ступени в Улле Бешенковичского района Витебской области, которую с успехом окончил в 1921 году.
Получив образование, Лев устроился на витебскую льнопрядильную фабрику. Здесь же он стал продвигаться по комсомольской линии, и в 1922 году его избрали секретарем Хотинского волостного комитета комсомола, а затем и секретарем сельского комитета бедноты. Через год Доватор закончил годичную советскую партийную школу в Витебске.
В 1924 году Лев добровольцем вступил в ряды Красной армии. Как человека образованного, что в те далекие времена было явлением не таким уж и частым, его назначили на должность заведующего складом при штабе 7-й кавдивизии Западного военного округа. В феврале 1925 года его направили на военно-химические курсы в Москве, по окончании которых с июня 1925 года Лев служил на должностях инструктора-химика и командира химвзвода той же кавдивизии.
В сентябре 1926 года Доватора направили в Борисоглебско-Ленинградскую кавшколу комсостава РККА. Здесь же в 1928 году Лев вступил в ВКП(б). По окончании школы в 1929 году его военная карьера резко пошла в гору: от командира взвода 27-го кавалерийского полка 5-й кавдивизии Северо-Кавказского военного округа до комиссара отдельного разведывательного батальона 93-й стрелковой дивизии Особой Краснознаменной Дальневосточной армии в мае 1935 года.
Ровно через год Доватора направили в Военную академию имени Фрунзе. Во время обучения его на полгода отправили в Испанию для оказания интернациональной помощи братской коммунистической партии Испании в рядах республиканцев. Здесь он принимал участие в боях с франкистами в составе группы советского разведчика Героя Советского Союза полковника Станислава Алексеевича Ваупшасова. В Испании Доватор, он же «Лесник», обучал испанцев-республиканцев и сам с интересом изучал марокканскую конницу франкистов, считавшуюся у них элитой. Она ударно воевала в соединении с мотопехотой и, таким образом, несмотря на всю свою кажущуюся архаичность, вела успешные боевые действия даже против танковых соединений противника. Позже Лев Михайлович использует этот опыт в Битве за Москву осенью-зимой 1941 года.
По возвращении из Испании в академию Доватор получил новое, на этот раз не совсем обычное задание: 5 июня 1938 года начались съемки фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», и ему предстояло руководить кавалеристами Особой кавалерийской бригады Наркомата обороны СССР, которые принимали участие в съемках батальных сцен картины.
С этим периодом жизни Льва Михайловича связана легенда, растиражированная СМИ: утверждается, что якобы Доватор выступал в качестве дублера исполнителя главной роли, Александра Невского, Николая Черкасова в сценах с верховой ездой. Легенда, конечно, красивая, но это не так. Автор нашел интервью консультанта Эйзенштейна генерал-майора запаса Константина Гавриловича Калмыкова. Вот его фрагмент касательно участия Доватора в съемках: «Кто его дублировал? Нет, не Доватор. У нас хватало других забот. Я был консультантом у Эйзенштейна, Доватор готовил войска к съемкам, работал он с увлечением, съемки ему нравились, но в кадре его нет. Да и не мог он дублировать Черкасова по одной простой причине: слишком разного роста они были. Ну, Черкасова вы представляете, а Доватор — среднего роста». Дублером актера выступал кавалерист, тогда старший лейтенант Николай Иванович Бучилев.
По окончании академии в январе 1939 года Доватор получил назначение на должность начальника штаба кавполка. В марте 1941 года его назначили на ту же должность в 36-й кавдивизии Западного особого военного округа, здесь он и встретил начало Великой Отечественной войны.
По официальной версии на начало войны Доватор лежал в госпитале с острым радикулитом чуть ли не месяц. Только вот незадача, уже 24 июля его наградили орденом Красной Звезды.
За последние годы проведено большое количество исследований, и по их результатам складывается картина, что госпиталь – это прикрытие. На самом деле Доватор имел непосредственное отношение к первому залпу батареи капитана Флерова БМ-13 «Катюша» по станции Орша-Товарная 14 июля 1941 года – он командовал кавалеристами, прикрывавшими батарею.
В августе 1941 года Доватора назначили командиром Оперативной кавалерийской группы 29-й армии, сформированной из прибывших со Ставрополья 50-й и 53-й кавалерийских дивизий. С 14 августа по 2 сентября группа под командованием Доватора совершила рейд по тылам противника на Смоленщине. Результатом рейда стало: до 3000 убитых солдат и офицеров, 150 автомашин, 9 танков, 4 артиллерийских орудия, 6 минометов и штаб 9-й немецкой армии. На борьбу с конницей Доватора немецкое командование отозвало с фронта две дивизии, а за него самого назначили награду – 50 000 рейхсмарок.
В сентябре-октябре 29-я армия принимала участие в оборонительных боях на реках Меже и Ламе. В октябре кавалерийская группа участвовала в боях на шоссе Белый — Ржев, прикрывая отступление стрелковых соединений на Волоколамском направлении, а после провела ряд наступательных боев в районе Истринского водохранилища и Солнечногорска.
20 ноября Оперативную кавалерийскую группу 29-й армии переименовали в 3-й кавалерийский корпус, а с 26 ноября он стал 2-м гвардейским кавалерийским корпусом.
11 декабря корпус Льва Михайловича передислоцировали в район Кубинки, где, завершив рейд по тылам противника, он направился к реке Руза, здесь передовые части 2-го гвардейского кавалерийского корпуса вышли в район деревни Палашкино, Рузский район, Московская область. В этом районе располагались 2-й батальон 472-го пехотного полка, 3-й батальон 7-го пехотного полка и 9-я батарея 252-го артиллерийского полка 252-й пехотной дивизии вермахта.
19 декабря 1941 года генерал-майор Доватор, готовясь к наступлению на деревню, лично отправился на рекогносцировку с сопровождающими. Разведка доложила «все спокойно». Но когда они подъехали к берегу реки и спешились, с того берега из одного из домов в деревне открыл огонь вражеский пулемет. Доватор погиб мгновенно, пулей ему перебило сонную артерию. Вместе с генерал-майором от этого же кинжального огня погибли полковник Тавлиев, политрук Карасев и адъютант старший сержант Тейфман.
21 декабря 1941 года гвардии генерал-майору Льву Михайловичу Доватору указом Президиума Верховного Совета СССР «За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками» посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Лев Михайлович любил повторять: «Жизнь короткая – слава долгая», так все и получилось. Погиб в 38 лет, но вот уже более 80 лет память о нем живет в нашем народе.
Алексей Стаценко, писатель, публицист, сценарист.
#ик