11 февраля 1902 года в Звенигороде родилась Любовь Орлова.
Отец будущей советской кинозвезды Петр Федорович Орлов принадлежал к дворянству Полтавской губернии и служил в военном ведомстве. Мать – Евгения Николаевна Сухотина – происходила из старинного дворянского рода. По материнской линии актриса состояла в дальнем родстве со Львом Толстым. Родители мечтали, что дочь станет профессиональной пианисткой, и в семь лет отдали ее в музыкальную школу.
В 1919−1922 годах Любовь Орлова училась в Московской консерватории по классу фортепиано, но из-за сложного материального положения учеба не была окончена.
В 1922 году она поступает на хореографическое отделение Московского театрального техникума им. А.В. Луначарского (ныне ГИТИС) и параллельно берет уроки актерского мастерства у педагога Е.С. Телешовой, режиссера Художественного театра. Там Любовь Орлова проучилась до 1925 года.
В 1933 году Орлова познакомилась с будущим супругом Григорием Александровым, который пригласил ее сыграть роль Анюты в фильме «Веселые ребята». Это была первая музыкальная кинокомедия, снятая в СССР. Картина имела большой успех, в том числе и за рубежом. Фильм входил в программу 2-го Венецианского международного кинофестиваля (1934), а в США демонстрировалась под названием «Москва смеется».
Известие о начале Великой Отечественной войны застало Любовь Орлову и Григория Александрова в Риге, где они отдыхали и давали концерты. Они срочно вернулись в Москву.
В начале июля 1941 года Александров вместе с главным редактором Центральной студии документальных фильмов М. Большинцовым, режиссерами М. Донским и А. Мачеретом был введен в редколлегию периодического боевого киносборника «Победа за нами», председателем которой был назначен В. Пудовкин. Орлова появилась в четвертом номере киносборника, который вышел на экраны в сентябре. Появилась в образе письмоносицы Дуни-Стрелки из «Волги-Волги», по-прежнему разъезжающей на своем велосипеде.
В конце сентября началась массовая эвакуация. «Мосфильм» переезжал в Алма-Ату. Туда же был эвакуирован и «Ленфильм». Была создана Центральная объединенная киностудия (ЦОКС) – на базе Алма-Атинской и двух эвакуированных. 80 процентов фильмов, снятых в годы войны, было выпущено именно в Алма-Ате. Однако Александрову не подошел климат, и он долго болел – у него обострился радикулит. Режиссеру предложили стать художественным руководителем Бакинской киностудии, на что он охотно согласился. Вместе с мужем в Баку уехала и Любовь Орлова.
В годы Великой Отечественной войны Любовь Орлова очень много гастролировала. Невозможно сосчитать, сколько концертов дала Любовь Петровна во время войны. Она выступала перед красноармейскими частями Закавказского военного округа. Баку, Нахичевань, Гори, Поти, Тбилиси, Ереван, Ленинакан, Новороссийск, Орджоникидзе, Грозный, Краснодар, Сталинград.
Выступала перед артиллеристами и моряками, пехотинцами и мотористами, танкистами и летчиками, на береговых батареях, боевых кораблях и военных аэродромах. Не только перед фронтовиками – в тылу: на промышленных предприятиях, в колхозах, совхозах, часто перед ранеными – в госпиталях.
Летом 1942 года Любовь Орлова впервые поехала за рубеж — в Иран. В то время в него были введены советские и английские войска. В течение месяца актриса выступала с концертами в крупнейших городах этого региона – Тегеране и Тебризе. Причем не только перед красноармейцами, но и перед местными жителями. Публика принимала ее очень хорошо.
В сентябре 1943 года Александрову было предписано возвратиться в Москву, чтобы возглавить «Мосфильм» в должности художественного руководителя студии. Супруги вернулись в свою квартиру в бывшем Глинищевском переулке, который стал назывался улицей Немировича-Данченко в честь одного из ее учителей, который умер за несколько месяцев перед этим – 25 апреля 1943 года.
В Москве жизнь Орловой не стала спокойнее. Приходилось ездить с гастролями на дальние расстояния. Любовь Петровна выступала практически на всех фронтах: под Минском и Киевом, Орлом и Белгородом, Харьковом и Курском. И так до последнего дня войны. Когда Красная армия освобождала европейские страны, их сопровождали актерские фронтовые бригады, в которых состояла и Любовь Петровна. Артистам оформляли необходимые документы. В одном из таких удостоверений Орлова называется полковником: «Предъявитель сего полковник административной службы Орлова Любовь Петровна является представителем Комитета по делам кинематографии и командируется в город Берлин, в войска, для выполнения специального задания. Начальникам армий, военным комендантам оказывать полковнику Орловой Л.П. всяческое содействие в выполнении возложенного на нее задания. Начальник тыла Народного комиссариата обороны СССР».
В послевоенные годы Любовь Орлова продолжала сниматься в кино, а начиная с 1955 года была актрисой театра имени Моссовета.
Любовь Орлова умерла 26 января 1975 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
Заслуженная артистка РСФСР, народная артистка РСФСР, народная артистка СССР, была награждена медалями «За оборону Кавказа», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «В память 800-летия Москвы», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», а также Сталинской премией первой степени (1941 год) – за исполнение роли Марион Диксон в фильме «Цирк» и роли Стрелки в фильме «Волга-Волга» и Сталинской премией первой степени (1950) – за исполнение роли американской журналистки Джаннетт Шервуд в фильме «Встреча на Эльбе», орденом Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени.
#ик