Мария Михайловна Шарый была воспитателем, педагогом и директором нескольких детских домов в Ленинграде, работала инспектором Выборгского районного отдела образования, была учительницей и директором школы. Ее имя с глубокой благодарностью вспоминали воспитанники детдома № 51, пережившие блокаду Ленинграда. Тогда ни один детдомовец не умер от голода.
Мария Михайловна Шарый родилась в 1905 году в семье служащего в Петербурге. Ее отец работал в Министерстве финансов. Во время Гражданской войны мать ослепла, а брат ушел в Красную армию. Сама Мария на четыре года оказалась в детском доме.
Она окончила исторический факультет ленинградского университета, а с 1925 года работала в школе № 3 на Выборгской стороне. Была замужем.
В октябре 1941 года ее назначили директором и поручили фактически создать с нуля детский дом № 51 на Новолитовской улице, 7 (в помещении бывшего детсада № 27, по другим данным – школы № 36).
Мария Михайловна и еще несколько учителей спасали сирот. Детей, которые нуждались в помощи, искали по всему городу. Их истории были разными: у кого-то родители сражались на фронте, у кого-то родственники погибли от артобстрелов или умерли от голода. Но в конечном итоге все сироты попадали в детский дом № 51 на Гражданском проспекте — Мария Михайловна вместе со своей верной командой педагогов старались уберечь каждого ребенка от ужаса, голода и смерти.
Одновременно с педагогической деятельностью вместе с учителями и школьниками старших классов им приходилось строить оборонительные укрепления.
В своих воспоминаниях Мария Михайловна писала: «Потом (в сентябре 1941 года) нас переключили на строительство дзотов, работали мы за Гражданкой. Делали военные точки в лесу. Были у нас ребята старших классов, работали хорошо. Работали мы в две смены: одна начинала с вечера до половины ночи, а вторая начинала в три часа ночи и работала до утра…Одно время спали в лесу. Место было сырое, а с собой у нас ничего не было.
Осенью мы работали на строительстве точек здесь, за Гражданкой. Работали там мы и какой-то исследовательский институт. Мы наловчились потом строить эти точки и даже потом сами делали и измерения, и все. Мы тут получили уже и опыт, и знания. Было нами построено много дзотов с накатами в лесу за Гражданкой. Обстреливали нас часто. Один раз забросало землей меня и одного учителя. Как попал этот снаряд, не знаю, но он разорвался, и нас забросало землей, правда, нас только уронило на землю, залепило нам глаза, нос, но окончилось все благополучно…»
С сентября 1942 года детдом переехал в здание во Флюговом переулке (ныне Кантемировская улица). В этом детском доме Мария Михайловна работала с осени 1941-го по 1945 год. Затем она возглавляла детский дом на Дороге в Гражданку (с начала 1946-го по 1951 год). В 1955 году работала директором школы № 103 Выборгского района. В 1956 году она организовала школу-интернат № 5 с углубленным изучением китайского языка (ныне гимназия№ 652) и работала ее директором до 1971 года.
Весной 1972 года, когда Мария Шарый уже вышла на пенсию, со своей спасительницей встретились ее подопечные. И уже не дети, а взрослые мужчины и женщины благодарили своего первого педагога и главного в их жизни героя за спасенное детство. Глава под названием «Костры не гаснут» из книги «Учителя – герои Великой Отечественной войны» (1974 г.) посвящена Марии Шарый.
Мария Шарый умерла в 1985 году.
Была удостоена медалей «За оборону Ленинграда», «За трудовое отличие», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», была Заслуженным учителем школы РСФСР.
#ик