Советский военный железнодорожник, полковник, Герой Социалистического Труда Иосиф Миронович Шаповалов родился 24 октября 1904 года в городе Казатин Бердичевского уезда Киевской губернии Российской Империи (ныне Винницкой области Украины).
Получил начальное образование. В 16 лет стал учеником курсов по подготовке слесарей в депо Казатин. С 1920 года трудился на рабочих должностях в депо. В 1925 году стал помощником машиниста, затем - машинистом. Окончил вечернюю школу и рабфак. В 1932 году окончил мостовой факультет Киевского политехнического института. После года работы на стройках был призван в армию.
Великую Отечественную войну капитан Шаповалов встретил на посту командира 7-го отдельного мостового железнодорожного батальона. На Северо-Западном и Волховском фронтах он отвечал за заградительные работы. При вынужденном отходе наших войск железнодорожные пути, станции и другие устройства приводились в негодность, а заграждение, как правило, осуществлялось железнодорожными войсками.
С начала контрнаступления под Москвой военным железнодорожникам пришлось уже восстанавливать железные дороги на освобождённой территории. Зимой 1941—1942 годов мостовики Шаповалова в короткий срок восстановили двухпутный мостовой переход через Волгу (три из шести пролётов были разрушены, остальные – повреждены). Быстрое восстановление моста через Волгу способствовало обеспечению наступавших войск пополнением, боеприпасами и всем необходимым. Командир батальона был награждён орденом Красной Звезды.
В марте 1942 года Шаповалова назначили командиром 4-го мостового железнодорожного полка. От моста к мосту накапливался опыт восстановительных работ. В январе 1943 года его полк перебрасывают на Воронежский фронт. Требовалось срочно восстанавливать мосты в полосе наступления, чтобы обеспечить подвоз боеприпасов и освобождавшихся из под Сталинграда частей Донского фронта.
Первым объектом стал транспортный переход через реку Дон города Лиски, через который шла прямая линия Поворино — Валуйки, по которой нужно было срочно перебросить освобождавшиеся под Сталинградом войска. При восстановлении мостов сложнее всего восстанавливать повреждённые опоры.
Под руководством майора Шаповалова во фронтовых условиях была выполнена работа по созданию проекта оригинальных рамно-блочных опор. Этот метод и был применён при возрождении моста через Дон.
В марте майор Шаповалова утвердили начальником работ по восстановлению моста через реку Дон у города Семилуки. Мост общей длиной 310 метров и высотой 16 метров был полностью разрушен. Стройка находилась под постоянным контролем ставки, ведь шла подготовка к летнему наступлению, к Курской битве.
В апреле мост у Семилук прошел испытания и был пущен в эксплуатацию.
В августе 1943 года подполковник Шаповалов со своим полком убыл на Белорусский фронт. Осенью 1943-го Иосифу Мироновичу Шаповалову присвоено звание Героя Социалистического Труда. Вручение золотой медали «Серп и Молот» и сразу двух орденов Ленина состоялось весной 1944 года.
В 1950-ом случилась трагедия: в вверенной ему части возник пожар и погибло 15 военнослужащих. Хотя Шаповалов в то время был в командировке его сняли с должности и отдали под суд. Военным трибуналом Московского военного округа Шаповалова осудили к 25 годам лишения свободы с поражением в правах и лишением воинского звания «полковник». Однако в апреле 1953 года по протесту Генерального прокурора СССР Пленумом Верховного Суда мера наказания была снижена до 10 лет без поражения в правах и лишения воинского звания. В том же году он был освобождён по амнистии.
Далее Шаповалов трудился на строительстве Трансмонгольской железной дороги, в 1962 году уволился в запас, проживал в Киеве, работая вольнонаёмным сотрудником в военной части.
29 мая 1968 года Президиум Верховного Совета СССР восстановил его в звании Героя Социалистического Труда и правах на боевые награды. Умер Иосиф Миронович в 1978 году.
О самоотверженном труде, о личных достижениях советских людей, удостоенных звания Героя Социалистического Труда в военные и послевоенные годы, рассказывают материалы информационного экрана «Ими гордится страна» тематического раздела «Производство» экспозиции «Подвиг Народа».
#еу