В селе Ванк Мартакертского района Нагорно-Карабахской республики (до 1918 года была частью Российской империи) 23 октября 1905 года в крестьянской семье родился будущий советский герой-железнодорожник Николай Наринян.
Окончил четырёхклассное училище. В 15 лет добровольцем вступил в Красную Армию. Бойцом 5-го отряда участвовал в боях на Туркестанском фронте. В 1922 году уволился в запас и приехал в Тифлис. В 1927-ом окончил техникум путей сообщения. По направлению прибыл в Ленинград в Управление Северо-Западной дороги. В октябре 1930 года принят на должность прораба 2-го строительного участка Октябрьской железной дороги.
Без отрыва от производства учился в Ленинградском институте инженеров путей сообщения. Командовал ротой одной из железнодорожных частей на Дальнем Востоке. В 1937 году награждён наркомовским знаком «Ударник Сталинского призыва». Участник Советско-финской войны.
Во время Великой Отечественной войны он служил в железнодорожных войсках в должности начальника головного ремонтного восстановительного поезда № 3 Управления военно-восстановительных работ № 2 на Ленинградском фронте.
В конце июня 1941 года на Карельском перешейке Николай Наринян руководил эвакуацией пути и мостов линии Вяртсила — Меткаселькя у границы с Финляндией. Когда часть колонны оказалась отрезанной финскими войсками, Наринян, уничтожив подвижной состав и паровоз, пешком вывел с боями более двухсот человек в район Кексгольма, в расположение своих войск. Здесь он восстанавливал станцию Новые Пески, разрушенную вражеским десантом, а потом 10 суток вместе с железнодорожниками оборонял её от вражеских десантников.
В августе 1941 года Нариняну было поручено строительство моста-дублёра через реку Волхов в районе станции Волховстрой. В срок работы закончить не удалось, так как гитлеровцы, наступая на Тихвин, приблизились к Волховстрою. В декабре 1941-го, когда Тихвин освободили, командование Ленинградского фронта направило все силы на быстрейшее восстановление линии Тихвин — Волховстрой.
В ходе работ Наринян со всей присущей ему энергией, отдыхая по 2-3 часа в сутки, воодушевлял бойцов-строителей своей неутомимостью и энтузиазмом – ведь работать приходилось в условиях, когда температура опускалась подчас до минус 40 градусов. 1 января 1942 года к пяти часам утра все восстановительные работы на участке Подборовье — Тихвин — Волховстрой были завершены и первые шесть поездов с продовольствием и горючим для блокадного Ленинграда прибыли на станцию Волховстрой.
В январе-феврале 1942 года мостостроители Нариняна восстанавливали линию от Волховстроя до Посадниково для обеспечения Ленинграда по линии Сонково — Будогощ — Андрееве. Затем они вернулись к сооружению опор моста-дублёра через реку Волхов. В июне-июле 1942 года железнодорожники возводили ряд искусственных сооружений на спешно строящейся линии Неболчи — Окуловка, чтобы можно было доставлять грузы для ленинградцев и через Бологое. Все задания были выполнены досрочно, потому что производительность труда достигала 200%.
Осенью и зимой Наринян возглавлял строительство 7-го участка свайно-ледовой переправы через Неву, которая связывала Ленинград с Большой землёй. И когда в январе 1943 года блокада была прорвана и построен путь от Волховстроя до Шлиссельбурга, по этой переправе в город пошли поезда, что дало возможность значительно увеличить норму снабжения.
В марте 1943 года Нариняну поручили самую ответственную работу — надвижку пролётных строений взамен разрушенной фермы длиной 127 метров и устройство одной рамно-ряжевой опоры высотой до 14 метров.
Решительный, инициативный и находчивый командир, никогда не терявшийся в самой сложной обстановке, быстро находил оптимальное решение и добивался успеха. В ноябре 1943 года Николаю Артёмовичу Нариняну было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».
В первые послевоенные годы он занимался восстановлением мостов в Ленинградской области. Строил транспортный переход «Дружба» через Дунай, соединявший Болгарию с Румынией. Возводил и реконструировал мосты в Поволжье.
В последние годы жил под Ленинградом (ныне Санкт-Петербург) в городе Пушкин. Умер 16 мая 1971 года.
О самоотверженном труде, о личных достижениях советских людей, удостоенных звания Героя Социалистического Труда в военные и послевоенные годы, рассказывают материалы информационного экрана «Ими гордится страна» тематического раздела «Производство» экспозиции «Подвиг Народа».
#еу