Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Наринян Николай Артёмович, построивший «Дружбу» в Европе

229

В селе Ванк Мартакертского района Нагорно-Карабахской республики (до 1918 года была частью Российской империи) 23 октября 1905 года в крестьянской семье родился будущий советский герой-железнодорожник Николай Наринян.

Окончил четырёхклассное училище. В 15 лет добровольцем вступил в Красную Армию. Бойцом 5-го отряда участвовал в боях на Туркестанском фронте. В 1922 году уволился в запас и приехал в Тифлис. В 1927-ом окончил техникум путей сообщения. По направлению прибыл в Ленинград в Управление Северо-Западной дороги. В октябре 1930 года принят на должность прораба 2-го строительного участка Октябрьской железной дороги.

Без отрыва от производства учился в Ленинградском институте инженеров путей сообщения. Командовал ротой одной из железнодорожных частей на Дальнем Востоке. В 1937 году награждён наркомовским знаком «Ударник Сталинского призыва». Участник Советско-финской войны.

Во время Великой Отечественной войны он служил в железнодорожных войсках в должности начальника головного ремонтного восстановительного поезда № 3 Управления военно-восстановительных работ № 2 на Ленинградском фронте.

В конце июня 1941 года на Карельском перешейке Николай Наринян руководил эвакуацией пути и мостов линии Вяртсила — Меткаселькя у границы с Финляндией. Когда часть колонны оказалась отрезанной финскими войсками, Наринян, уничтожив подвижной состав и паровоз, пешком вывел с боями более двухсот человек в район Кексгольма, в расположение своих войск. Здесь он восстанавливал станцию Новые Пески, разрушенную вражеским десантом, а потом 10 суток вместе с железнодорожниками оборонял её от вражеских десантников.

В августе 1941 года Нариняну было поручено строительство моста-дублёра через реку Волхов в районе станции Волховстрой. В срок работы закончить не удалось, так как гитлеровцы, наступая на Тихвин, приблизились к Волховстрою. В декабре 1941-го, когда Тихвин освободили, командование Ленинградского фронта направило все силы на быстрейшее восстановление линии Тихвин — Волховстрой.

В ходе работ Наринян со всей присущей ему энергией, отдыхая по 2-3 часа в сутки, воодушевлял бойцов-строителей своей неутомимостью и энтузиазмом – ведь работать приходилось в условиях, когда температура опускалась подчас до минус 40 градусов. 1 января 1942 года к пяти часам утра все восстановительные работы на участке Подборовье — Тихвин — Волховстрой были завершены и первые шесть поездов с продовольствием и горючим для блокадного Ленинграда прибыли на станцию Волховстрой.

В январе-феврале 1942 года мостостроители Нариняна восстанавливали линию от Волховстроя до Посадниково для обеспечения Ленинграда по линии Сонково — Будогощ — Андрееве. Затем они вернулись к сооружению опор моста-дублёра через реку Волхов. В июне-июле 1942 года железнодорожники возводили ряд искусственных сооружений на спешно строящейся линии Неболчи — Окуловка, чтобы можно было доставлять грузы для ленинградцев и через Бологое. Все задания были выполнены досрочно, потому что производительность труда достигала 200%.

Осенью и зимой Наринян возглавлял строительство 7-го участка свайно-ледовой переправы через Неву, которая связывала Ленинград с Большой землёй. И когда в январе 1943 года блокада была прорвана и построен путь от Волховстроя до Шлиссельбурга, по этой переправе в город пошли поезда, что дало возможность значительно увеличить норму снабжения.

В марте 1943 года Нариняну поручили самую ответственную работу — надвижку пролётных строений взамен разрушенной фермы длиной 127 метров и устройство одной рамно-ряжевой опоры высотой до 14 метров.

Решительный, инициативный и находчивый командир, никогда не терявшийся в самой сложной обстановке, быстро находил оптимальное решение и добивался успеха. В ноябре 1943 года Николаю Артёмовичу Нариняну было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

В первые послевоенные годы он занимался восстановлением мостов в Ленинградской области. Строил транспортный переход «Дружба» через Дунай, соединявший Болгарию с Румынией. Возводил и реконструировал мосты в Поволжье.

В последние годы жил под Ленинградом (ныне Санкт-Петербург) в городе Пушкин. Умер 16 мая 1971 года.

О самоотверженном труде, о личных достижениях советских людей, удостоенных звания Героя Социалистического Труда в военные и послевоенные годы, рассказывают материалы информационного экрана «Ими гордится страна» тематического раздела «Производство» экспозиции «Подвиг Народа».

#еу

Историческая встреча на Эльбе
Историческая встреча на Эльбе

Апрель 1945 года стал месяцем решительных побед стран антигитлеровской коалиции в деле борьбы с...

25.04.2025

Страницы истории

Первый командир легендарных «катюш»
Первый командир легендарных «катюш»

120 лет назад, 24 апреля 1905 года, родился Иван Андреевич Флёров, вошедший в отечественную...

24.04.2025

Страницы истории

Приключения географа на фронте
Приключения географа на фронте

Это случилось лет 12 назад. Я только приступал к сбору материалов для докторской диссертации....

16.04.2025

Имена в летописи

Начало Берлинской стратегической наступательной операции
Начало Берлинской стратегической наступательной операции

80 лет назад Советская Армия начала одну из крупнейших в отечественной военной истории наступательных...

16.04.2025

Страницы истории

80 лет со дня взятия Вены
80 лет со дня взятия Вены

В эти весенние дни, 80 лет назад, Красная Армия продолжала победоносное шествие к Берлину,...

13.04.2025

Страницы истории

Восстание в Бухенвальде
Восстание в Бухенвальде

11 апреля ежегодно отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Дата связана с событиями...

11.04.2025

Страницы истории

Историческая встреча на Эльбе
Страницы истории
Историческая встреча на Эльбе
25.04.2025
Первый командир легендарных «катюш»
Страницы истории
Первый командир легендарных «катюш»
24.04.2025
Приключения географа на фронте
Имена в летописи
Приключения географа на фронте
16.04.2025
Начало Берлинской стратегической наступательной операции
Страницы истории
Начало Берлинской стратегической наступательной операции
16.04.2025
80 лет со дня взятия Вены
Страницы истории
80 лет со дня взятия Вены
13.04.2025
Восстание в Бухенвальде
Страницы истории
Восстание в Бухенвальде
11.04.2025
Штурм Кенигсберга
Страницы истории
Штурм Кенигсберга
09.04.2025
95 лет со дня учреждения орденов Ленина и Красной Звезды
Страницы истории
95 лет со дня учреждения орденов Ленина и Красной Звезды
06.04.2025
Эталон бронетехники
Страницы истории
Эталон бронетехники
29.03.2025
Век Иннокентия Смоктуновского
Имена в летописи
Век Иннокентия Смоктуновского
28.03.2025
110 лет со дня рождения легендарного снайпера
Имена в летописи
110 лет со дня рождения легендарного снайпера
23.03.2025
120 лет со дня рождения Александра Родимцева
Имена в летописи
120 лет со дня рождения Александра Родимцева
08.03.2025
Освобождение Ржева
Страницы истории
Освобождение Ржева
03.03.2025
Легенда флота — Сергей Горшков
Имена в летописи
Легенда флота — Сергей Горшков
26.02.2025
День рождения маршала Тимошенко
Имена в летописи
День рождения маршала Тимошенко
18.02.2025
Освобождение Ростова-на-Дону
Страницы истории
Освобождение Ростова-на-Дону
14.02.2025
Гений военной мысли Чуйков
Имена в летописи
Гений военной мысли Чуйков
12.02.2025
В блокадный Ленинград прибыл первый поезд
Страницы истории
В блокадный Ленинград прибыл первый поезд
07.02.2025
Конференция союзных государств
Страницы истории
Конференция союзных государств
04.02.2025
2 февраля — День разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве 1943 года
Страницы истории
2 февраля — День разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве 1943 года
02.02.2025