Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Наринян Николай Артёмович, построивший «Дружбу» в Европе

172

В селе Ванк Мартакертского района Нагорно-Карабахской республики (до 1918 года была частью Российской империи) 23 октября 1905 года в крестьянской семье родился будущий советский герой-железнодорожник Николай Наринян.

Окончил четырёхклассное училище. В 15 лет добровольцем вступил в Красную Армию. Бойцом 5-го отряда участвовал в боях на Туркестанском фронте. В 1922 году уволился в запас и приехал в Тифлис. В 1927-ом окончил техникум путей сообщения. По направлению прибыл в Ленинград в Управление Северо-Западной дороги. В октябре 1930 года принят на должность прораба 2-го строительного участка Октябрьской железной дороги.

Без отрыва от производства учился в Ленинградском институте инженеров путей сообщения. Командовал ротой одной из железнодорожных частей на Дальнем Востоке. В 1937 году награждён наркомовским знаком «Ударник Сталинского призыва». Участник Советско-финской войны.

Во время Великой Отечественной войны он служил в железнодорожных войсках в должности начальника головного ремонтного восстановительного поезда № 3 Управления военно-восстановительных работ № 2 на Ленинградском фронте.

В конце июня 1941 года на Карельском перешейке Николай Наринян руководил эвакуацией пути и мостов линии Вяртсила — Меткаселькя у границы с Финляндией. Когда часть колонны оказалась отрезанной финскими войсками, Наринян, уничтожив подвижной состав и паровоз, пешком вывел с боями более двухсот человек в район Кексгольма, в расположение своих войск. Здесь он восстанавливал станцию Новые Пески, разрушенную вражеским десантом, а потом 10 суток вместе с железнодорожниками оборонял её от вражеских десантников.

В августе 1941 года Нариняну было поручено строительство моста-дублёра через реку Волхов в районе станции Волховстрой. В срок работы закончить не удалось, так как гитлеровцы, наступая на Тихвин, приблизились к Волховстрою. В декабре 1941-го, когда Тихвин освободили, командование Ленинградского фронта направило все силы на быстрейшее восстановление линии Тихвин — Волховстрой.

В ходе работ Наринян со всей присущей ему энергией, отдыхая по 2-3 часа в сутки, воодушевлял бойцов-строителей своей неутомимостью и энтузиазмом – ведь работать приходилось в условиях, когда температура опускалась подчас до минус 40 градусов. 1 января 1942 года к пяти часам утра все восстановительные работы на участке Подборовье — Тихвин — Волховстрой были завершены и первые шесть поездов с продовольствием и горючим для блокадного Ленинграда прибыли на станцию Волховстрой.

В январе-феврале 1942 года мостостроители Нариняна восстанавливали линию от Волховстроя до Посадниково для обеспечения Ленинграда по линии Сонково — Будогощ — Андрееве. Затем они вернулись к сооружению опор моста-дублёра через реку Волхов. В июне-июле 1942 года железнодорожники возводили ряд искусственных сооружений на спешно строящейся линии Неболчи — Окуловка, чтобы можно было доставлять грузы для ленинградцев и через Бологое. Все задания были выполнены досрочно, потому что производительность труда достигала 200%.

Осенью и зимой Наринян возглавлял строительство 7-го участка свайно-ледовой переправы через Неву, которая связывала Ленинград с Большой землёй. И когда в январе 1943 года блокада была прорвана и построен путь от Волховстроя до Шлиссельбурга, по этой переправе в город пошли поезда, что дало возможность значительно увеличить норму снабжения.

В марте 1943 года Нариняну поручили самую ответственную работу — надвижку пролётных строений взамен разрушенной фермы длиной 127 метров и устройство одной рамно-ряжевой опоры высотой до 14 метров.

Решительный, инициативный и находчивый командир, никогда не терявшийся в самой сложной обстановке, быстро находил оптимальное решение и добивался успеха. В ноябре 1943 года Николаю Артёмовичу Нариняну было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

В первые послевоенные годы он занимался восстановлением мостов в Ленинградской области. Строил транспортный переход «Дружба» через Дунай, соединявший Болгарию с Румынией. Возводил и реконструировал мосты в Поволжье.

В последние годы жил под Ленинградом (ныне Санкт-Петербург) в городе Пушкин. Умер 16 мая 1971 года.

О самоотверженном труде, о личных достижениях советских людей, удостоенных звания Героя Социалистического Труда в военные и послевоенные годы, рассказывают материалы информационного экрана «Ими гордится страна» тематического раздела «Производство» экспозиции «Подвиг Народа».

#еу

Окончательный перелом в Курской битве
Окончательный перелом в Курской битве

Сражение под Прохоровкой продолжалось с 9 по 17 июля 1943 года и стало пиком...

12.07.2024

Лента новостей

Первый дважды Герой
Первый дважды Герой

В судьбе первого дважды Героя Советского Союза Сергея Ивановича Грицевца (1909–1939) отразилось много черт...

06.07.2024

Имена в летописи

Ключевое событие Второй мировой
Ключевое событие Второй мировой

5 июля 1943 года началась Курская битва, одно из важнейших сражений Великой Отечественной войны,...

05.07.2024

Страницы истории

Освобождение Минска
Освобождение Минска

3 июля 1944 года отмечают освобождение Минска Красной Армией: войсками 1-го Белорусского фронта Константина...

03.07.2024

Страницы истории

День Независимости Республики Беларусь
День Независимости Республики Беларусь

3 июля в Белоруссии отмечают главный праздник страны - День Независимости. В этот день...

03.07.2024

Страницы истории

День партизан и подпольщиков
День партизан и подпольщиков

29 июня отмечается памятная дата — День партизан и подпольщиков. В годы Великой Отечественной...

29.06.2024

Страницы истории

Окончательный перелом в Курской битве
Лента новостей
Окончательный перелом в Курской битве
12.07.2024
Первый дважды Герой
Имена в летописи
Первый дважды Герой
06.07.2024
Ключевое событие Второй мировой
Страницы истории
Ключевое событие Второй мировой
05.07.2024
Освобождение Минска
Страницы истории
Освобождение Минска
03.07.2024
День Независимости Республики Беларусь
Страницы истории
День Независимости Республики Беларусь
03.07.2024
День партизан и подпольщиков
Страницы истории
День партизан и подпольщиков
29.06.2024
В ознаменование Победы Советского Союза
Страницы истории
В ознаменование Победы Советского Союза
24.06.2024
Священный Парад
Страницы истории
Священный Парад
24.06.2024
Операция «Багратион»
Страницы истории
Операция «Багратион»
23.06.2024
День начала Великой Отечественной
Страницы истории
День начала Великой Отечественной
22.06.2024
Век Василя Быкова
Имена в летописи
Век Василя Быкова
19.06.2024
Первому автомату Калашникова — 75 лет
Страницы истории
Первому автомату Калашникова — 75 лет
18.06.2024
50 лет назад не стало Маршала Победы
Имена в летописи
50 лет назад не стало Маршала Победы
18.06.2024
Маршал, освободивший пять европейских столиц
Имена в летописи
Маршал, освободивший пять европейских столиц
16.06.2024
Открытие второго фронта во Франции
Страницы истории
Открытие второго фронта во Франции
06.06.2024
Раздел Берлина на оккупационные зоны
Страницы истории
Раздел Берлина на оккупационные зоны
05.06.2024
Неравный бой пограничников
Страницы истории
Неравный бой пограничников
28.05.2024
Легендарный пистолет Макарова
Страницы истории
Легендарный пистолет Макарова
22.05.2024
Первая награда Великой Отечественной
Страницы истории
Первая награда Великой Отечественной
20.05.2024
Вывод советских войск из Афганистана
Страницы истории
Вывод советских войск из Афганистана
15.05.2024