Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Наринян Николай Артёмович, построивший «Дружбу» в Европе

104

В селе Ванк Мартакертского района Нагорно-Карабахской республики (до 1918 года была частью Российской империи) 23 октября 1905 года в крестьянской семье родился будущий советский герой-железнодорожник Николай Наринян.

Окончил четырёхклассное училище. В 15 лет добровольцем вступил в Красную Армию. Бойцом 5-го отряда участвовал в боях на Туркестанском фронте. В 1922 году уволился в запас и приехал в Тифлис. В 1927-ом окончил техникум путей сообщения. По направлению прибыл в Ленинград в Управление Северо-Западной дороги. В октябре 1930 года принят на должность прораба 2-го строительного участка Октябрьской железной дороги.

Без отрыва от производства учился в Ленинградском институте инженеров путей сообщения. Командовал ротой одной из железнодорожных частей на Дальнем Востоке. В 1937 году награждён наркомовским знаком «Ударник Сталинского призыва». Участник Советско-финской войны.

Во время Великой Отечественной войны он служил в железнодорожных войсках в должности начальника головного ремонтного восстановительного поезда № 3 Управления военно-восстановительных работ № 2 на Ленинградском фронте.

В конце июня 1941 года на Карельском перешейке Николай Наринян руководил эвакуацией пути и мостов линии Вяртсила — Меткаселькя у границы с Финляндией. Когда часть колонны оказалась отрезанной финскими войсками, Наринян, уничтожив подвижной состав и паровоз, пешком вывел с боями более двухсот человек в район Кексгольма, в расположение своих войск. Здесь он восстанавливал станцию Новые Пески, разрушенную вражеским десантом, а потом 10 суток вместе с железнодорожниками оборонял её от вражеских десантников.

В августе 1941 года Нариняну было поручено строительство моста-дублёра через реку Волхов в районе станции Волховстрой. В срок работы закончить не удалось, так как гитлеровцы, наступая на Тихвин, приблизились к Волховстрою. В декабре 1941-го, когда Тихвин освободили, командование Ленинградского фронта направило все силы на быстрейшее восстановление линии Тихвин — Волховстрой.

В ходе работ Наринян со всей присущей ему энергией, отдыхая по 2-3 часа в сутки, воодушевлял бойцов-строителей своей неутомимостью и энтузиазмом – ведь работать приходилось в условиях, когда температура опускалась подчас до минус 40 градусов. 1 января 1942 года к пяти часам утра все восстановительные работы на участке Подборовье — Тихвин — Волховстрой были завершены и первые шесть поездов с продовольствием и горючим для блокадного Ленинграда прибыли на станцию Волховстрой.

В январе-феврале 1942 года мостостроители Нариняна восстанавливали линию от Волховстроя до Посадниково для обеспечения Ленинграда по линии Сонково — Будогощ — Андрееве. Затем они вернулись к сооружению опор моста-дублёра через реку Волхов. В июне-июле 1942 года железнодорожники возводили ряд искусственных сооружений на спешно строящейся линии Неболчи — Окуловка, чтобы можно было доставлять грузы для ленинградцев и через Бологое. Все задания были выполнены досрочно, потому что производительность труда достигала 200%.

Осенью и зимой Наринян возглавлял строительство 7-го участка свайно-ледовой переправы через Неву, которая связывала Ленинград с Большой землёй. И когда в январе 1943 года блокада была прорвана и построен путь от Волховстроя до Шлиссельбурга, по этой переправе в город пошли поезда, что дало возможность значительно увеличить норму снабжения.

В марте 1943 года Нариняну поручили самую ответственную работу — надвижку пролётных строений взамен разрушенной фермы длиной 127 метров и устройство одной рамно-ряжевой опоры высотой до 14 метров.

Решительный, инициативный и находчивый командир, никогда не терявшийся в самой сложной обстановке, быстро находил оптимальное решение и добивался успеха. В ноябре 1943 года Николаю Артёмовичу Нариняну было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

В первые послевоенные годы он занимался восстановлением мостов в Ленинградской области. Строил транспортный переход «Дружба» через Дунай, соединявший Болгарию с Румынией. Возводил и реконструировал мосты в Поволжье.

В последние годы жил под Ленинградом (ныне Санкт-Петербург) в городе Пушкин. Умер 16 мая 1971 года.

О самоотверженном труде, о личных достижениях советских людей, удостоенных звания Героя Социалистического Труда в военные и послевоенные годы, рассказывают материалы информационного экрана «Ими гордится страна» тематического раздела «Производство» экспозиции «Подвиг Народа».

#еу

Мемориал хранит память о сожженной белорусской деревне
Мемориал хранит память о сожженной белорусской деревне

22 марта – 80 лет трагедии Хатыни. Память о сожженной белорусской деревне хранит Государственный...

22.03.2023

Страницы истории

80 лет со дня уничтожения Хатыни
80 лет со дня уничтожения Хатыни

22 марта 1943 года в белорусскую деревню Хатынь (Минская область) вошел 118-й батальон охранной...

22.03.2023

Страницы истории

31 год назад учреждено звание Героя Российской Федерации
31 год назад учреждено звание Героя Российской Федерации

20 марта 1992 года было установлено высшее звание, присваиваемое за особые заслуги перед государством...

20.03.2023

Страницы истории

Александр Маринеско: самый эффективный подводник
Александр Маринеско: самый эффективный подводник

Советский моряк-подводник, Герой Советского Союза. Лидер по суммарному тоннажу уничтоженных кораблей противника среди советских...

19.03.2023

Имена в летописи

Воссоединение Крыма с Россией
Воссоединение Крыма с Россией

18 марта – День воссоединения Крыма с Россией. Девять лет назад, в 2014 году,...

18.03.2023

Страницы истории

Войска правопорядка сохранят память о доблести
Войска правопорядка сохранят память о доблести

В марте 1929 года в отечественных войсках правопорядка была возобновлена традиция зачисления навечно в...

06.03.2023

Страницы истории

Мемориал хранит память о сожженной белорусской деревне
Страницы истории
Мемориал хранит память о сожженной белорусской деревне
22.03.2023
80 лет со дня уничтожения Хатыни
Страницы истории
80 лет со дня уничтожения Хатыни
22.03.2023
31 год назад учреждено звание Героя Российской Федерации
Страницы истории
31 год назад учреждено звание Героя Российской Федерации
20.03.2023
Александр Маринеско: самый эффективный подводник
Имена в летописи
Александр Маринеско: самый эффективный подводник
19.03.2023
Воссоединение Крыма с Россией
Страницы истории
Воссоединение Крыма с Россией
18.03.2023
Войска правопорядка сохранят память о доблести
Страницы истории
Войска правопорядка сохранят память о доблести
06.03.2023
Александр Покрышкин: трижды Герой СССР
Имена в летописи
Александр Покрышкин: трижды Герой СССР
06.03.2023
Монгольские крылья Красной армии
Страницы истории
Монгольские крылья Красной армии
05.03.2023
Освобождение Ржева
Страницы истории
Освобождение Ржева
03.03.2023
Василий Дытюк: от Киева до Берлина
Имена в летописи
Василий Дытюк: от Киева до Берлина
02.03.2023
Василий Филатов: Герой танкового фронта
Имена в летописи
Василий Филатов: Герой танкового фронта
28.02.2023
Подвиг Матросова
Страницы истории
Подвиг Матросова
27.02.2023
Смоленский партизан Батя
Имена в летописи
Смоленский партизан Батя
21.02.2023
Подвиг одного Героя
Имена в летописи
Подвиг одного Героя
20.02.2023
Курляндская наступательная операция
Страницы истории
Курляндская наступательная операция
16.02.2023
Маршал Тухачевский
Имена в летописи
Маршал Тухачевский
16.02.2023
Любовь Орлова
Имена в летописи
Любовь Орлова
11.02.2023
Композитор знаменитой песни про Катюшу
Имена в летописи
Композитор знаменитой песни про Катюшу
10.02.2023
Иван Королев: летчик-истребитель
Имена в летописи
Иван Королев: летчик-истребитель
10.02.2023
День памяти юного героя-антифашиста
Страницы истории
День памяти юного героя-антифашиста
08.02.2023