Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Наринян Николай Артёмович, построивший «Дружбу» в Европе

168

В селе Ванк Мартакертского района Нагорно-Карабахской республики (до 1918 года была частью Российской империи) 23 октября 1905 года в крестьянской семье родился будущий советский герой-железнодорожник Николай Наринян.

Окончил четырёхклассное училище. В 15 лет добровольцем вступил в Красную Армию. Бойцом 5-го отряда участвовал в боях на Туркестанском фронте. В 1922 году уволился в запас и приехал в Тифлис. В 1927-ом окончил техникум путей сообщения. По направлению прибыл в Ленинград в Управление Северо-Западной дороги. В октябре 1930 года принят на должность прораба 2-го строительного участка Октябрьской железной дороги.

Без отрыва от производства учился в Ленинградском институте инженеров путей сообщения. Командовал ротой одной из железнодорожных частей на Дальнем Востоке. В 1937 году награждён наркомовским знаком «Ударник Сталинского призыва». Участник Советско-финской войны.

Во время Великой Отечественной войны он служил в железнодорожных войсках в должности начальника головного ремонтного восстановительного поезда № 3 Управления военно-восстановительных работ № 2 на Ленинградском фронте.

В конце июня 1941 года на Карельском перешейке Николай Наринян руководил эвакуацией пути и мостов линии Вяртсила — Меткаселькя у границы с Финляндией. Когда часть колонны оказалась отрезанной финскими войсками, Наринян, уничтожив подвижной состав и паровоз, пешком вывел с боями более двухсот человек в район Кексгольма, в расположение своих войск. Здесь он восстанавливал станцию Новые Пески, разрушенную вражеским десантом, а потом 10 суток вместе с железнодорожниками оборонял её от вражеских десантников.

В августе 1941 года Нариняну было поручено строительство моста-дублёра через реку Волхов в районе станции Волховстрой. В срок работы закончить не удалось, так как гитлеровцы, наступая на Тихвин, приблизились к Волховстрою. В декабре 1941-го, когда Тихвин освободили, командование Ленинградского фронта направило все силы на быстрейшее восстановление линии Тихвин — Волховстрой.

В ходе работ Наринян со всей присущей ему энергией, отдыхая по 2-3 часа в сутки, воодушевлял бойцов-строителей своей неутомимостью и энтузиазмом – ведь работать приходилось в условиях, когда температура опускалась подчас до минус 40 градусов. 1 января 1942 года к пяти часам утра все восстановительные работы на участке Подборовье — Тихвин — Волховстрой были завершены и первые шесть поездов с продовольствием и горючим для блокадного Ленинграда прибыли на станцию Волховстрой.

В январе-феврале 1942 года мостостроители Нариняна восстанавливали линию от Волховстроя до Посадниково для обеспечения Ленинграда по линии Сонково — Будогощ — Андрееве. Затем они вернулись к сооружению опор моста-дублёра через реку Волхов. В июне-июле 1942 года железнодорожники возводили ряд искусственных сооружений на спешно строящейся линии Неболчи — Окуловка, чтобы можно было доставлять грузы для ленинградцев и через Бологое. Все задания были выполнены досрочно, потому что производительность труда достигала 200%.

Осенью и зимой Наринян возглавлял строительство 7-го участка свайно-ледовой переправы через Неву, которая связывала Ленинград с Большой землёй. И когда в январе 1943 года блокада была прорвана и построен путь от Волховстроя до Шлиссельбурга, по этой переправе в город пошли поезда, что дало возможность значительно увеличить норму снабжения.

В марте 1943 года Нариняну поручили самую ответственную работу — надвижку пролётных строений взамен разрушенной фермы длиной 127 метров и устройство одной рамно-ряжевой опоры высотой до 14 метров.

Решительный, инициативный и находчивый командир, никогда не терявшийся в самой сложной обстановке, быстро находил оптимальное решение и добивался успеха. В ноябре 1943 года Николаю Артёмовичу Нариняну было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

В первые послевоенные годы он занимался восстановлением мостов в Ленинградской области. Строил транспортный переход «Дружба» через Дунай, соединявший Болгарию с Румынией. Возводил и реконструировал мосты в Поволжье.

В последние годы жил под Ленинградом (ныне Санкт-Петербург) в городе Пушкин. Умер 16 мая 1971 года.

О самоотверженном труде, о личных достижениях советских людей, удостоенных звания Героя Социалистического Труда в военные и послевоенные годы, рассказывают материалы информационного экрана «Ими гордится страна» тематического раздела «Производство» экспозиции «Подвиг Народа».

#еу

Важная победа
Важная победа

20 апреля 2024 года — 82-ая годовщина окончания Ржевско-Вяземской стратегической наступательной операции, считающейся многими...

20.04.2024

Страницы истории

День единых действий в память о геноциде
День единых действий в память о геноциде

19 апреля в России отмечают памятную дату - День единых действий в память о...

19.04.2024

Страницы истории

Герои Советского Союза в исторической летописи Росгвардии
Герои Советского Союза в исторической летописи Росгвардии

16 апреля 1934 года Постановлением ЦИК СССР в Советском Союзе было установлено звание «Герой...

16.04.2024

Страницы истории

На Берлин!
На Берлин!

Берлин: последний бой – он трудный самый            Берлинская операция стала одной из самых коротких...

16.04.2024

Лента новостей

Звание Героя Советского Союза
Звание Героя Советского Союза

«За проявленное мужество, упорство и героизм достоин присвоения звания «Героя Советского Союза», – указывалось...

16.04.2024

Страницы истории

Боевой путь Николая Ватутина
Боевой путь Николая Ватутина

80 лет назад, 15 апреля 1944 года ушел из жизни выдающийся советский полководец генерал...

15.04.2024

Имена в летописи

Важная победа
Страницы истории
Важная победа
20.04.2024
День единых действий в память о геноциде
Страницы истории
День единых действий в память о геноциде
19.04.2024
Герои Советского Союза в исторической летописи Росгвардии
Страницы истории
Герои Советского Союза в исторической летописи Росгвардии
16.04.2024
На Берлин!
Лента новостей
На Берлин!
16.04.2024
Звание Героя Советского Союза
Страницы истории
Звание Героя Советского Союза
16.04.2024
Боевой путь Николая Ватутина
Имена в летописи
Боевой путь Николая Ватутина
15.04.2024
Освобождение Симферополя
Страницы истории
Освобождение Симферополя
14.04.2024
175-летие создателя оружия Победы
Имена в летописи
175-летие создателя оружия Победы
14.04.2024
Освобождение Кёнингсберга
Лента новостей
Освобождение Кёнингсберга
09.04.2024
Легендарный автомат АКМ
Страницы истории
Легендарный автомат АКМ
08.04.2024
Крымская наступательная операция
Страницы истории
Крымская наступательная операция
08.04.2024
Учреждение ордена Красной Звезды
Страницы истории
Учреждение ордена Красной Звезды
06.04.2024
Выдающийся «Ил»
Страницы истории
Выдающийся «Ил»
31.03.2024
Вышли на государственную границу Советского Союза
Страницы истории
Вышли на государственную границу Советского Союза
26.03.2024
Звание Героя Российской Федерации
Страницы истории
Звание Героя Российской Федерации
20.03.2024
Столетие Юрия Бондарева
Имена в летописи
Столетие Юрия Бондарева
15.03.2024
Проскурово-черновицкая наступательная операция
Страницы истории
Проскурово-черновицкая наступательная операция
14.03.2024
Юрий Гагарин: закалка характера первого космонавта
Имена в летописи
Юрий Гагарин: закалка характера первого космонавта
09.03.2024
Уманско-Ботошанская наступательная операция. Часть 2
Страницы истории
Уманско-Ботошанская наступательная операция. Часть 2
06.03.2024
Уманско-Ботошанская наступательная операция. Часть 1
Страницы истории
Уманско-Ботошанская наступательная операция. Часть 1
05.03.2024