7 февраля 1943 года в блокадный Ленинград прибыл первый поезд с Большой земли.
Конец мучительным 872 блокадным дням положил прорыв советских войск в ходе наступательной операции «Искра». До полного освобождения города оставался еще целый год. Для обеспечения связи с Большой землей Государственный комитет обороны принял решение о строительстве железной дороги Шлиссельбург — Поляны протяженностью 33 километра. Строили Дорогу Победы железнодорожные войска и спецформирования Народного комиссариата путей сообщения. На некоторых участках полотно проходило всего в 3–4 километрах от немецких позиций. Через Неву в Ленинграде перекинули временный железнодорожный мост на деревянных сваях. Руководил строительством начальник управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта Иван Зубков. Железнодорожная линия была построена всего за 17 суток.
Первый поезд отправился со станции Волховстрой (Челябинск) 5 февраля 1943 года в 17:43. Несмотря на обстрелы врага и технические трудности, состав добрался до станции Новая Деревня 6 февраля, а на следующий день прибыл в Ленинград.
В 10:09 утра поезд с надписями на вагонах мелом «Челябинск — Ленинград» подошел к перрону Финляндского вокзала, где его встречали горожане. В основном из продовольствия были мука и сахар, но доставили и деликатес того времени — ящики со сливочным маслом. На фронтоне паровоза красовался плакат: «Боевой привет шлет Родина героическому Ленинграду! Проклятие и смерть немецко-фашистским захватчикам, их государству, их армии, их новому порядку в Европе!». Для измученных жителей города этот поезд стал не только источником продовольствия, но и символом приближающейся победы. В обратном направлении состав увез отливки для оружейных стволов, что подчеркивало стратегическое значение дороги.
Бригада паровоза ЭУ-708-64, доставившего груз, состояла из старшего машиниста Ивана Пироженко, помощника машиниста Виктора Мятлева, кочегара Ивана Антонова и главного кондуктора Ф. Кудряшова. Их профессионализм и мужество сыграли ключевую роль в успешной доставке груза. Особую роль в организации железнодорожного сообщения сыграл начальник Октябрьской железной дороги Борис Константинович Саламбеков, который лично встречал поезд на Финляндском вокзале.
Уже через несколько дней после начала железнодорожного движения в Ленинграде были введены нормы продовольственного снабжения, установленные для крупнейших промышленных центров страны. Работники оборонных заводов и металлургических цехов стали получать по 700 граммов хлеба в день, рабочие других предприятий — по 600, служащие — по 500, дети и иждивенцы — по 400. Более того, в городе удалось создать стратегические запасы продуктов на три-четыре месяца.
За время работы Дороги Победы ее разрушали более 1200 раз, свыше 200 железнодорожников разных профессий погибли на своих рабочих местах. Железнодорожная линия Шлиссельбург — Поляны работала с 7 февраля 1943 года по 10 марта 1944 года.
Сегодня паровоз ЭУ-708-64, доставивший первый груз в блокадный Ленинград, установлен как памятник на платформе вокзала станции Волховстрой-1, напоминая о подвиге тех, кто спас город от голода и помог приблизить Победу.
Автор: методист научно-методического отдела Музея Победы Евгения Тарнягина.
#нм